ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-82/17 от 14.07.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья Кайгородов А.А. Дело N 77-82/2017

РЕШЕНИЕ

г. Томск 14 июля 2017 года

Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Костюкова В.В. на постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 06 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В. В.,

установил:

06 июня 2017 года начальник департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюков В.В. постановлением судьи Советского районного суда г. Томска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением, начальник департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюков В.В. подал жалобу в Томский областной суд, в которой, ссылаясь на положения ст. 1.5, 2.1, 2.4, 24.1, 26.1 КоАП РФ, п. 2 ст. 4 Протокола № 7 (в ред. Протокола № 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отмечает, что постановление является незаконным и необоснованным, поскольку он не является субъектом правонарушения. Этот вопрос в районном суде не исследовался и не получил разрешения в постановлении. Законность предписания проверена не была. Ставит вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Более подробно доводы изложены в жалобе.

Извещенный о дате, времени и месте судебного заседания Костюков В.В. в суд не явилась, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявил. При таких обстоятельствах определено рассмотреть жалобу без его участия.

Костюковым В.В. через защитника представлены дополнительные письменные пояснения, в том числе об обстоятельствах, связанных с невыполнением предписания в полном объеме в установленный срок.

Защитники Тренина Т.В. и Башкова О.В. в интересах Костюкова В.В. доводы жалобы поддержали, просили жалобу удовлетворить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела ревизий муниципальных учреждений контрольно-ревизионного комитета департамента финансов администрации г. Томска Ф., а также представители департамента финансов администрации г. Томска Палухина Т.А., Мазур В.В. полагали, что постановление районного суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном разбирательстве лиц, судья приходит к следующим выводам.

Частью 20 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Протокол по делу об административном правонарушении, которым зафиксировано событие административного правонарушения, причастность к его совершению начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В.В., квалификация его действий в соответствии с гл. 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен начальником отдела ревизий муниципальных учреждений контрольно-ревизионного комитета департамента финансов администрации г.Томска, который в соответствии с ч. 7 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Томской области от 29.12.2015 N 212-ОЗ (ред. от 06.03.2017) "О перечне должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля и муниципального финансового контроля" уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Дело рассмотрено на основании ч. 1.1, 2, 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда всесторонне, полно и объективно и разрешено в соответствии с законом, как того требуют положения ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как видно из материалов дела, начальником департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюковым В.В. не выполнено в установленный срок законное предписание органа муниципального финансового контроля, а именно – предписание департамента финансов администрации Города Томска об устранении нарушений от 17.06.2016 № 06-07/1229.

Фактические обстоятельства дела и виновность Костюкова В.В. правильно установлены судьей районного суда, поскольку подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.04.2017 № 8, предписанием об устранении нарушений от 17.06.2016 № 06-07/1229, распоряжением администрации Города Томска от 29.12.2015 № 1450р «О проведении контрольных мероприятий департаментом финансов администрации Города Томска», распоряжением мэра Города Томска от 20.10.2016 № 459к о назначении Костюкова В.В. с 21.10.2016 на должность муниципальной службы начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска, запросом начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В.В. от 26.10.2016 № 5749 о продлении срока исполнения предписания и представления, сообщением начальника департамента финансов администрации Города Томска от 31.10.2016 № 06-08/2353 о рассмотрении указанного запроса, которым продлено исполнение предписания на два месяца, то есть до 21.02.2017, выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой начальником департамента капитального строительства администрации Города Томска является Костюков В.В., и другими доказательствами.

В соответствии Положением "О департаменте финансов администрации Города Томска", утв. решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1001 (ред. от 07.03.2017), департамент финансов является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (п. 1.2); в целях решения вопросов местного значения департамент финансов осуществляет внутренний предварительный и последующий муниципальный финансовый контроль (п. 2.5); в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3.47); готовит и представляет информацию о проведенных ревизиях и проверках в Думу Города Томска и Мэру Города Томска (п. 3.52); в своей деятельности Департамент финансов руководствуется, помимо иных нормативно-правовых актов, Бюджетным кодексом РФ (п. 1.7).

Согласно ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля. Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля утверждаются муниципальными правовыми актами местных администраций.

В силу п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего муниципального финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба муниципальному образованию.

Таким образом, департамент финансов администрации Города Томска осуществляет внутренний предварительный и последующий муниципальный финансовый контроль, осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и наделен правом направлять объектам контроля обязательные для исполнения предписания.

По смыслу закона предписание выносится в связи с обнаружением нарушений, перечисленных в п. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ.

Как видно из материалов дела, в ходе проведенной департаментом финансов администрации Города Томска документальной проверки департамента капитального строительства администрации Города Томска по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году на реализацию государственной программы «Повышение энергоэффективности в Томской области», выявлен ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 26.04.2016, подписанном начальником департамента капитального строительства администрации Города Томска Д. без возражений. Впоследствии департаментом капитального строительства администрации Города Томска были представлены пояснения и возражение от 09.06.2016 № 2742, на которые был получен мотивированный ответ департамента финансов администрации Города Томска от 17.06.2016 № 06-08/1232.

На основании вышеуказанного акта проверки от 26.04.2016 департаментом финансов администрации Города Томска вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 17.06.2016 № 06-07/1229.

Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом исключительно в целях устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Проверка проведена в отношении объекта контроля – департамента капитального строительства администрации Города Томска, нарушения выявлены в деятельности названного объекта контроля, а соответственно, обязанность устранить выявленные нарушения возлагается на департамент капитального строительства администрации Города Томска в лице его начальника.

На момент вынесения предписания 17.06.2016 № 06-07/1229 начальником департамента капитального строительства администрации Города Томска являлся Д. Изначально срок исполнения предписания установлен шесть месяцев со дня получения предписания. Впоследствии распоряжением администрации Города Томска от 20.10.2017 № 459к на должность начальником департамента капитального строительства администрации Города Томска назначен Костюков В.В. На основании обращения начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В.В. от 26.10.2016 №5749 департаментом финансов администрации Города Томска продлен срок исполнения предписания до 21.02.2017.

Из приобщенной к материалам дела переписки следует, что департамент капитального строительства администрации Города Томска периодически отчитывался перед департаментом финансов администрации Города Томска о ходе выполнения предписания 17.06.2016 № 06-07/1229, что подтверждается обращениями от 10.11.2016 № 5994, от 24.11.2016 № 6334, от 26.01.2017 № 413, от 13.03.2017 № 1202, подписанными начальником департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюковым В.В.

Что касается доводов жалобы, связанных с оспариванием возложения обязанности по выполнению предписания на Костюкова В.В. как на начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска, то с ними согласиться нельзя, поскольку предписание, выполнение которого возложено на объект контроля в лице его руководителя, подлежит исполнению именно департаментом капитального строительства администрации Города Томска, персональную ответственность за деятельность которого несет его начальник, так как в силу занимаемой должности он является представителем департамента капитального строительства администрации Города Томска, аккумулирует в своих руках полномочия департамента капитального строительства администрации Города Томска и несет ответственность за свои действия и действия своих подчиненных, работу которых он организует. Тем самым исполнение предписания неразрывно не связано с личностью руководителя объекта контроля, а связано исключительно с занимаемой лицом должностью начальника департамента.

Из приведенных выше документов следует, что Костюков В.В. при вступлении в должность был осведомлен о наличии предписания и сроке его выполнения, просил о продлении срока его выполнения, отчитывался о ходе его выполнения перед департаментом финансов.

Между тем в установленный срок о результатах выполнения предписания с представлением копий подтверждающих документов начальник департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюков В. В. департамент финансов не проинформировал, а также не представил в департамент финансов мотивированное обращение о продлении срока выполнения предписания в связи с необходимостью дополнительных временных затрат. Последнее обстоятельство не позволяет согласиться с доводами защитника, связанными с недостаточностью времени для выполнения предписания в полном объеме, поскольку свидетельствует о безразличном отношении к истечению установленного срока выполнения предписания.

Что касается доводов защитника о незаконности возложения на департамент капитального строительства администрации Города Томска обязанности по получению разрешения на строительство, то с ними согласиться нельзя, поскольку соблюдение требований Градостроительного кодекса РФ обязательно для департамента капитального строительства в связи с осуществлением им на постоянной основе деятельности по строительству объектов капитального строительства для муниципальных нужд, при том, что законность строительства, а следовательно, законность расходования департаментом капитального строительства на эти цели бюджетных средств обусловлены, в том числе, наличием разрешения на строительство.

Кроме того, об исполнимости названных требований свидетельствует обращение начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В.В. от 24.11.2016 № 6334 в департамент финансов администрации Города Томска, согласно которому во исполнение п. 1 предписания на два из трех объектов получены разрешения на строительство и ведутся работы по вводу их в эксплуатацию.

Таким образом, вопреки доводам автора жалобы и защитников, оспариваемое предписание содержит описание конкретных выявленных нарушений, с указанием нормативно- правовых актов, муниципальных контрактов, документации, которые нарушены, перечня документов, подтверждающих нарушение, требования о проведении конкретных мероприятий и принятии конкретных мер по их устранения, а потому предписание соответствует критериям определенности, конкретности и исполнимости и признается законным.

По смыслу закона объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа муниципального финансового контроля как полностью, так и частично.

Из анализа материалов дела, оцененных по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, следует, что имеющихся в деле доказательств достаточно для вывода о виновности начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В.В. в совершении административного правонарушения.

Неустранимых сомнений в виновности должностного лица Костюкова В.В. по делу не усматривается.

Квалификация его действий по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ соответствует обстоятельствам дела и является правильной.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имелось.

Что касается письменных пояснений Костюкова В.В., приобщенных к материалам дела, то предпринятые виновным меры по выполнению предписания к установленному сроку, были учтены судьей районного суда при назначении вида и размера административного наказания, которое назначено в минимальном размере менее строгого вида административного наказания и является соразмерным совершенному административному правонарушению.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Постановление судьи по делу об административном правонарушении от 06 июня 2017 года соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным, обоснованным и мотивированным.

Оснований, влекущих его отмену, как о том ставят вопрос автор жалобы, а также защитники, в жалобе не приведено и при ее рассмотрении в ходе судебного разбирательства не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Томского областного суда

решил:

постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 06 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении начальника департамента капитального строительства администрации Города Томска Костюкова В. В. оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья Томского областного суда А.А. Цой