Судья Окулова Е.А. Дело № 77-832/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 08 декабря 2021 года
Судья Кировского областного суда Стёксов В.И.,
при секретаре Абаскаловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Т. на решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 22 сентября 2021 года, принятое по жалобе на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 08.06.2021 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера МУП ЖКХ «Водоканал» Я.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 08.06.2021 № главный инженер МУП ЖКХ «Водоканал» Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 22 сентября 2021 года, принятым по жалобе Я.., постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО1 обратилась в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу Я. - без удовлетворения.
В обоснование жалобы указывает, что причиной совершения административного правонарушения явился недостаточный анализ Я. образующихся отходов при накоплении отходов производства и потребления на объекте НВОС «Пром. площадка № 2 КНС», что повлекло в дальнейшем неисполнение по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. Ссылка суда на сообщение администрации Омутнинского городского поселения от 02.09.2021 № 3084 о том, что не производилось изменений характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения, ввод/вывод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов на предприятии МУП ЖКХ «Водоканал» в период с 2018 по 2 квартал 2021 года, является необоснованной, поскольку невозможно сделать однозначный вывод, что в указанный период класс опасности отходов не изменялся.
В судебное заседание Я. не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, несмотря на предоставленную возможность, правом участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы не воспользовалась, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
С учетом надлежащего извещения участников производства по делу об административном правонарушении, должностного лица административного органа, считаю возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, в том числе дополнительно представленные, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Леванову А.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, допросив свидетеля Д., прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности отходов в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Практически неопасные отходы отнесены к V классу опасности, малоопасные - к IV классу.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности», утвержден Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Требования вышеуказанных нормативных документов о паспортизации отходов не распространяются на отходы, отнесенные к V классу опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, согласно которому учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности. Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности» (далее - Порядок), который устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 5 указанного Порядка, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 20.05.2021 в 14.00 часов по результатам плановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ «Водоканал» установлено, что канализационная насосная станция (пром. площадка № 2 КНС), расположенная по адресу: <адрес>, предназначена для приема и транспортировки хозяйственно-бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод от населения и предприятий г. Омутнинска, производительность 0,8 тыс.м?/сут. Объекту присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду, и 16.12.2016 объект поставлен на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду за №.
Согласно приказу о переводе работника на другую работу от 13.01.2021 Я. принят на должность главного инженера МУП ЖКХ «Водоканал».
Должностной инструкцией главного инженера от 13.01.2020. предусмотрена обязанность руководить организацией и осуществлением природоохранной деятельности на предприятии, производственного экологического контроля, обеспечением экологической безопасности, проверкой выполнения мероприятий и требований правовых, нормативных и юридических документов по охране окружающей среды, координирует деятельность всех подразделений предприятия по вопросам охраны окружающей среды, проведение экологической политики предприятия. Несет ответственность за проведение и организацию работы в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии, нормативное временное накопление отходов на территории предприятия, их своевременную передачу сторонним специализированным предприятиям.
МУП ЖКХ «Водоканал» при эксплуатации объекта «Пром. площадка № 2 КНС» № не исполнило обязанности по учету отходов IV класса опасности за 1 квартал 2021 года, что является нарушением части 2 статьи 11, статьи 42, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 27.05.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 08.06.2021 № должностное лицо - главный инженер МУП ЖКХ «Водоканал» Я. привлечен к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях главного инженера МУП ЖКХ «Водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что должностное лицом не учло имеющиеся доказательства декларирования и учета спорных отходов в 1 квартале 2021 года как относящихся к V классу опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании протокола биотестирования от 15.08.2011, не указало в протоколе об административном правонарушении и постановлении, требования каких нормативно-правовых актов нарушены МУП ЖКХ «Водоканал» при определении класса опасности отхода, повлекшие недействительность результатов данного биотестирования и необходимость повторного его проведения для определения класса опасности отходов и, как следствие, необходимость ведения его учета по иному классу опасности. При этом, законодательством периодичность проведения данного биотестирования для поставленных на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случаев изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, не предусмотрена. Кроме того, наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 Порядка, не установлено.
Оснований не согласиться с изложенными в судебном решении выводами не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
С учетом положений статей 1.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение лица к ответственности.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в качестве доказательств вины Я. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа приняты приказ о переводе работника на другую работу от 13.01.2020; должностная инструкция главного инженера МУП ЖКХ «Водоканал» от 13.01.2020; трудовой договор от 14.04.2016; декларация о воздействии на окружающую среду МУП ЖКХ «Водоканал»; приказ от 03.02.2020 № «Об организации природоохранной деятельности и производственного экологического контроля»; акт проверки от 20.05.2021; акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 06.04.2021 и фототаблица; протокол отбора проб от 07.04.2021 с фототаблицей; акты отбора пробы отходов от 07.04.2021 №, №, №; протоколы результатов испытания пробы отходов «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 16.04.2021.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ «Водоканал» осуществляет деятельность на объекте «Пром.площадка № 2 КНС» №, в результате которой образуется отход – мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, пробы которого явились предметом исследования в рамках плановой проверки.
Я. вменяется нарушение положений нормативных правовых актов, приведенных ранее. При этом в постановлении должностного лица не указано, какие действия или бездействие главного инженера МУП ЖКХ «Водоканал» Я. повлекли за собой нарушение данных нормативно-правовых актов.
Согласно протоколу биотестирования от 29.03.2010 № КОГУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» Специализированная инспекция аналитического контроля, протоколу биотестирования от 15.08.2011 № КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» Специализированная инспекция аналитического контроля, отход, образующийся на решетках при механической очистке муниципальных сточных вод МУП ЖКХ «Водоканал», относится к отходам V класса опасности.
Данный вид отхода на основании приведенных результатов биотестирования МУП ЖКХ «Водоканал» отнесен к отходу по коду ФККО 7 22101 02 71 5 «Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный» и задекларирован.
По результатам биотестирования проб отхода с данных решеток, проведенного в рамках плановой проверки (протокол №, пояснения к протоколу от 16.04.2021) был установлен отход «мусор с защитных решеток с хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (7 22101 01 71 4).
При этом оба вида отхода включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденных приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
В то же время Я. вменяется нарушение Порядка № 1028 от 08.12.2020, который подлежит применению в отношении отходов, не включенных в ФККО.
Доказательств того, что на предприятии изменялся технологический процесс или вид деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, материалы дела не содержат, должностным лицом административного органа не представлены как в ходе рассмотрения дела в суде перовой инстанции, так и в муже апелляционной инстанции.
Вместе с тем, согласно информации администрации МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области от 24.11.2021 №, в период с 2011 года по 2 квартал 2021 года в МУП ЖКХ «Водоканал» не производились замена юридического лица, его реорганизация; изменение места нахождения объектов негативного воздействия на окружающую среду; изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, а также технологических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления; ввод/вывод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов; изменений объема и состава сточных вод от населения, организаций и предприятий на территории Омутнинского городского поселения, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «Водоканал».
Допрошенный в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции свидетель Д. пояснила, что в период с 2008 года по 2011 год проводились мероприятия по определению класса опасности отхода, образующегося на решетках канализации, по результатам которых он был отнесен к V классу опасности.
Оснований ставить под сомнение объяснения данного свидетеля не имеется, поскольку они согласуются с имеющимися в деле доказательствами, им не противоречат.
Учитывая изложенное, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Я. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным, в связи с чем производство по делу обоснованно прекращено.
Также при рассмотрении жалобы установлено, что в рамках исполнения предписания и представлений, выданных административным органом МУП ЖКХ «Водоканал», в том числе в части неотнесения образуемого отхода «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» код 7 22101 01 71 4 к конкретному классу опасности, несоставления и неутверждения паспорта на образующийся отход, по заказу МУП ЖКХ «Водоканал» специалистами ЦЛАТИ по Кировской области вновь отобраны пробы данного отхода 01 июня 2021 года для проведения биотестирования.
По результатам биотестирования 08 июня 2021 года представленный образец отходов отнесен к V классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды РФ от 04.12.2014 № 536, приложение № 5.
В установленный административным органом срок 22 ноября 2021 года МУП ЖКХ «Водоканал» в части рассматриваемого нарушения был дан ответ, в котором указано о наличии на предприятии отхода «Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный» V класса опасности по результатам проведенных исследований.
По сведениям Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проверка предписания в части отнесения мусора с защитных решеток промплощадки КНС № 2 и учета отхода как отхода IV класса опасности будет осуществлена по результатами повторного отбора проб в рамках внеплановой выездной проверки.
При таких обстоятельствах несогласие должностного лица административного органа с выводами судьи районного суда и оценкой доказательств по делу не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого судебного акта.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Т. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.И. Стёксов