Судья Щелчков А.А. Дело № 77-85/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. ФИО1 6 мая 2020 года
Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев жалобу директора филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 и его защитника Цариковой В.С. на решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 14 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО3 № 043/04/9.21-422/2019 от 21.11.2019 директор филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 14 февраля 2020 года постановление о назначении административного наказания отменено, дело об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью, ФИО2 объявлено устное замечание.
В жалобе, поданной в Кировской областной суд, ФИО2 и его защитник Царикова В.С. оспаривают решение судьи, приводя доводы о правомерности действий ФИО2 Ссылаясь на Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, приказ ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18, а также заключенный с ООО «<данные изъяты>» договор о подключении объекта капитального строительства, полагают, что ФИО2 вправе был требовать предоставления исполнительно-технической документации на возведенный объект капитального строительства. После получения соответствующих документов, в рамках проведенного мониторинга, был выявлен ряд замечаний, в том числе и к проектной документации. Более того, для проведения мониторинга их представитель был допущен на территорию Заявителя только во второй половине ноября 2018 года, в ходе которого также были выявлены замечания к качеству строительно-монтажных работ и отступления от проектной документации. Обращают внимание, что ФИО2 не требовал от ООО «<данные изъяты>» документацию, что следует из буквального толкования письма от 08.08.2018, что акт приемки законченного строительства объекта от 27.06.2018 не является обязательным основанием для пуска газа в газоиспользующее оборудование ООО «<данные изъяты>». Непосредственный пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению на предмет соблюдения безопасности при использовании сети газопотребления и газоиспользующего оборудования, что невозможно сделать, если Заявителем не предоставлена документация, подтверждающая соответствие материалов, технологий строительства сети газопотребления требованиям технических регламентов, строительных норм и правил. Полагают, что построенный газопровод не соответствовал заявленному проекту, замечания к документации были сделаны письмами от 09.10.2018 и 23.11.2018, письмами от 29.11.2018 и 25.12.2018 были направлены замечания к построенному объекту. Построенный объект является опасным производственным объектом и должен соответствовать требованиям Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно п. 2 ст. 8 которого отклонение от проектной документации не допускаются. Делают вывод, что в письмах в адрес ООО «<данные изъяты>» указывалось на необходимость приведения в соответствие документации фактически построенному объекту в целях осуществления безопасного газоснабжения объекта. Просят решение судьи отменить.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановления о назначении административного наказания, ФИО3 не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не представила.
При таком положении, на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Защитник Царикова В.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, указав, что жалобу возможно рассмотреть без участия ФИО2, что данная позиция между ними согласована.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 определяют порядок подключения к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Согласно п. 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с п. 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Пункт 97 Правил подключения устанавливает, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 28 Правил подключения предусмотрено, что технические условия должны содержать следующие данные:
а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);
б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;
в) срок действия технических условий;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Пункт 75 Правил подключения (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 82) устанавливает, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
При этом в соответствии с действовавшим на момент заключения договора о подключении от 12.02.2016 п.37 вышеуказанных Правил, которые утратили силу 09.02.2018, Технические условия, направляемые заявителю исполнителем в течение 22 рабочих дней со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) дополняются следующей информацией:
а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
в) о диаметре и материале труб;
г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;
д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.
Подпунктом «б» пункта 98 Правил подключения предусмотрена обязанность газораспределительной организации осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Подпункт «и» пункта 83 Правил подключения устанавливает, что договор о подключении должен содержать порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении (подп. «а» п. 99 Правил подключения).
При осуществлении исполнителем мониторинга выполнения заявителем технических условий заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подп. «б» п. 100 Правил подключения), обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий (подп. «г» п. 100 Правил подключения).
Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами (п. 104 Правил подключения).
Как следует из материалов дела, Кировским УФАС России на основании заявления ООО «Белиссимо» б/н от 18.12.2018 была проведена проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении АО «Газпром газораспределение ФИО1», в ходе которой установлено следующее.
ООО «<данные изъяты>» принадлежит объект, расположенный по адресу: <адрес>.
Между ООО «<данные изъяты>» (заявитель) и АО «Газпром газораспределение ФИО1» (исполнитель) заключен договор о подключении объекта капитального строительства от 12.02.2016 № 16-10 ИП.
Согласно п. 1.1 данного договора исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) производственного здания, расположенного по адресу: <адрес> сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с п. 1.2 подключение объекта к сети газораспределения должно осуществляться в соответствии с техническими условиями, которые являются приложением № 1 к договору (технические условия № 16-10 ИП от 12.02.2016).
12.07.2018 и 26.07.2018 ООО «<данные изъяты>» направило в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО1» письма, в которых просило подписать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Согласно письму АО «Газпром газораспределение ФИО1» от 08.08.2018 № КГ-ВЛ-26/2653 акт о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и иные документы выдается после предоставления исполнительно-технической документации на объект согласно п. 5.1 технических условий № 16-10ИП от 12.02.2016.
В силу п. 5.1 технических условий перед вводом объекта в эксплуатацию необходимо направить в адрес филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в <адрес> исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя.
Работы по строительству сетей газопотребления объекта по адресу: г. ФИО1, Нововятский район, ул. Советская, д. 51/2 осуществлялись ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» на основании договора подряда от 07.02.2018 №АН-3/16.
16.08.2018 ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» направило в АО «Газпром газораспределение ФИО1» письмо № АН-1/201 о том, что вся необходимая информация для подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования имеется, а также акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от 27.06.2018. Данное письмо получено адресатом 17.08.2018.
Согласно данному акту приемочной комиссией с участием Ростехнадзора по Кировской области предъявленный к приемке объект «Газопровод для подключения производственного здания по адресу: <адрес>» принят заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 27.06.2018. Строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом.
18.09.2018 ООО «<данные изъяты>» вновь обратилось в АО «Газпром газораспределение ФИО1» с просьбой о подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования капитального строительства к подключению. К письму приложена копия исполнительно-технической документации на объект «Газопровод для подключения производственного здания по адресу: <адрес>».
Письмами б/н б/д (подготовлено 09.10.2018, получено заявителем 10.10.2018), от 23.11.2018 № КГ-ВЛ-26/4334, от 29.11.2018 № КГ-ВЛ-26/4438, от 25.12.2018 № КГ-ВЛ-26/4837 АО «Газпром газораспределение ФИО1» направило замечания по данной исполнительно-технической документации, а также замечания по объекту.
В том числе, согласно письму от 23.11.2018 № КГ-ВЛ-26/4334:
1) аттестация специалиста сварочного производства ФИО5 не по месту работы;
2) пересогласовать изменения в рабочей документации в части изменения способа прокладки газопровода;
3) доооформить схему сварных стыков газопровода согласно п.12.8 СП 42-101-2003;
4) на контрольно-исполнительной съемке поправить давление действующего г/п, акты повторного испытания г/п.
Согласно письму от 29.11.2018 № КГ-ВЛ-26/4438:
1) некоторые расстояния между опорами не соответствуют СП 42-102-2002;
2) проектом предусмотрен фундамент под дымовую трубу;
3) проектом предусмотрен провод спутник;
4) выполнить покраску газопровода на 2 слоя, нанести стрелками направление движения газа (приложить гарантийное письмо);
5) не выдержано расстояние от газопровода до оконных проемов согласно СНиП 42-010-2002;
6) внести изменения в проектную документацию по замене диаметра внутреннего газопровода;
7) нет согласованных изменений проектной документации;
8) сварные соединения газопровода не соответствуют ГОСТ 16037-80, СП 42-102-2004, РД 01-001-06;
9) выполнить акты освидетельствования скрытых работ на существующие опоры под газопровод;
10) молниепровод, ограждение и крепление газопровода к опорам выполнены не по проекту.
Согласно письму от 25.12.2018 № КГ-ВЛ-26/4837:
1) некоторые расстояния между опорами не соответствуют СП 42-102-2002;
2) выполнить покраску газопровода на 2 слоя, нанести стрелками направление движения газа, уложить геотекстиль, щебень (приложить гарантийное письмо);
3) нет согласованных изменений в проектной документации;
4) выполнить акты освидетельствования скрытых работ на существующие опоры под газопровод;
5) крепление газопровода к опорам выполнены не по ГОСТ 24127-80.
Указанные письма подписаны ФИО2, который с 19.03.2018 является директором филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1», расположенным по адресу: <адрес>.
ООО ГЖП «ГазТеплоСтрой» направило в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО1» ответы на указанные замечания. По требованию АО «Газпром газораспределение ФИО1» в исполнительно-техническую документацию были внесены дополнения и изменения. ООО ГЖП «ГазТеплоСтрой» указано, что данные замечания не относятся к выданным техническим условиям, никак не оказывают влияние на безопасную эксплуатацию объекта и направлены на затягивание сроков пуска газа.
Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен 06.03.2019.
Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к верному выводу, что АО «Газпром газораспределение ФИО1» уклонилось от подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в связи с наличием замечаний по исполнительно-технической документации, а также под предлогом несоответствия строительно-монтажных работ проектной документации и нормативным требованиям. Данный вывод был сделан на основе, в том числе требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 годп № 870.
Так, согласно п. 88 указанного Технического регламента оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах: при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления - приемка сетей газораспределения и газопотребления.
Документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии (п. 98 Технического регламента).
Применение иных форм оценки соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технических регламентов, не предусмотренных пунктом 88 настоящего технического регламента, не допускается.
Таким образом, судьей сделан правильный вывод, что отказ в подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине возникших у газораспределительной организации замечаний к исполнительно-технической документации на сеть газопотребления объекта капитального строительства, по вопросам соответствия строительно-монтажных работ проектной документации и нормативным требованиям при наличии акта приемки сетей газораспределения и газопотребления, подписанного всеми членами приемочной комиссии, Правилами подключения не предусмотрен и является нарушением субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) газораспределительным сетям, что образует в действиях должностного лица ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья освободил ФИО2 от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, обосновав это тем, что акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользуемого оборудования объекта капитального строительства к подключению (техническому присоединению) был подписан представителями АО «Газпром газораспределение ФИО1», в том числе ФИО2, 06.03.2019, указав, что допущенное нарушение устранено до возбуждения дела об административном правонарушении, а также то, что правонарушение совершено впервые, отсутствуют вредные последствия, существенная угроза общественным интересам, причинения вреда интересам граждан, обществу и государству.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, деяние директора филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, верно признано судьей малозначительным.
Оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Кировского областного суда
Р Е Ш И Л:
решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 14 февраля 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 и его защитника Цариковой В.С. – без удовлетворения.
Судья А.В. Мосеев