Судья: Феоктистова О.А. Дело № 77-876(518)/2021
РЕШЕНИЕ
17 августа 2021 года г. Омск
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альфа Омск» (далее по тексту – ООО «Альфа Омск», общество) по жалобе законного представителя – генерального директора общества ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (Омсктата) ФИО2 от 7 апреля 2021 года ООО «Альфа Омск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Законный представитель общества – генеральный директор ФИО1 обжаловала постановление в районный суд.
Решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 года постановление должностного лица административного органа от 7 апреля 2021 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, генеральный директор ФИО1 просит решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что общество представило отчет, который прошел проверку и был идентифицирован в информационной системе Росстата 2 марта 2021 года. Ранее в извещении, полученном обществом от Росстата после направленного 16 февраля 2021 года отчета, в первой строке указано об успешном приеме отчета, и только в конце текста имеется информация о непринятии отчета в связи с отсутствием кода ОКПО, тем самым ООО «Альфа Омск» было введено в заблуждение. Правонарушение было оперативно устранено обществом. Назначенное наказание является слишком тяжким, несоразмерно деянию, что не учтено судом; имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
К судебному заседанию от должностного лица Омскстата ФИО2 поступило ходатайство об оставлении жалобы без рассмотрения. Считает, что заявителем пропущен процессуальный срок на подачу жалобы.
В судебном заседании защитник ООО «Альфа Омск» Лавицкая О.А. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, ведущий специалист-эксперт отдела государственной статистики в городе Омске Омскстата ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать.
Ходатайство должностного лица Омскстата не подлежит рассмотрению, поскольку должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, соответственно, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Соответствующие разъяснения содержатся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Оснований для возврата жалобы общества как поданной с нарушением процессуального срока на стадии подготовки жалобы к рассмотрению судьей областного суда не установлено. Копия решения судьи районного суда получена ООО «Альфа Омск» 9 июля 2021 года (л.д. 160); жалоба подана посредством заказной почты согласно штемпелю на почтовом конверте 19 июля 2021 года (л.д. 166), что соответствует требованиям ч. 4 ст. 4.8 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника и должностное лицо административного органа, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не нахожу в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ административным правонарушением признается непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 282-ФЗ) респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Исходя из положений ч. ч. 2, 3, 4 ст. 6 Федерального закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются, в том числе созданные на территории Российской Федерации юридические лица. Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета.
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее по тексту – Положение № 620, нормы которого приводятся в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).
Согласно п. 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Пунктом 7 Положения № 680 установлена возможность предоставления респондентами первичных статистических данных, документированных по формам федерального статистического наблюдения, как на бумажных носителях, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 октября 2010 года № 370 утвержден Порядок организации обработки первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения, поступивших от респондентов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – Порядок организации).
В силу п. 3.2.1 Порядка организации в течение одного рабочего дня с момента получения первичных статистических данных осуществляется их расшифровка, проверка подлинности электронной подписи.
Респондентам, первичные статистические данные которых не прошли проверку, направляется информационное сообщение об ошибке, при этом первичные статистические данные считаются не предоставленными в территориальный орган Росстата.
Респондентам, первичные статистические данные которых прошли проверку, направляется извещение о получении первичных статистических данных, подписанное электронной подписью Росстата.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 22 июля 2019 года № 418 утверждены прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, в том числе форма № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли» (Приложение 1).
Отчет № 1-ТОРГ представляется юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющими оптовую торговлю, розничную торговлю, оптовую и розничную торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежегодно в срок 17 февраля после отчетного периода.
Согласно указаниям по заполнению данной формы в кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на Интернет-портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, отчитывающаяся организация проставляет: код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) для юридического лица.
Форма заполняется по юридическому лицу, включая все обособленные подразделения, находящиеся в одном с ним субъекте Российской Федерации, а также на отдельном бланке по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2019 года № 733, под понятием «код» понимается уникальная последовательность символов, определенная в соответствии с методом кодирования, использование которой позволяет однозначно определить объекты, включенные в общероссийский классификатор.
В силу Положения об общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах, утвержденного приказом Росстата от 29 марта 2017 года № 211, Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) предназначен, в частности, для обеспечения совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах; однозначной идентификации хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Российской Федерации; сопоставимости экономико-статистических данных; автоматизированной обработки информации. Код ОКПО юридического лица состоит из восьми цифровых знаков и сохраняется за ним на весь период его деятельности.
Из материалов дела следует, что ООО «Альфа Омск» 16 февраля 2021 года предоставило в Омскстат первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли» за 2020 год с указанием кода ОКПО 00000055, не существующего в автоматизированной системе генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения, о чем Омскстат 16 февраля 2021 года направил обществу уведомление о непринятии отчета (не указан ОКПО). Юридически значимый отчет ООО «Альфа Омск» предоставило 2 марта 2021 года, тем самым нарушило срок предоставления первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли» за 2020 год.
Вина ООО «Альфа Омск» в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 2 марта 2021 года (л.д. 70); докладной запиской специалиста-эксперта ФИО3 (л.д. 33); объяснениями ООО «Альфа Омск» (л.д. 67 оборот, 74 оборот-75, 75 оборот-76); отзывом Омскстата и пояснениями должностного лица Омскстата К.Ю.П., данными в судебном заседании (л.д. 84-85, 151-151 оборот); уведомлением о непринятии отчета (л.д. 38 оборот); уведомлением об уточнении (л.д. 44 оборот) и другими материалами дела, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние общества правильно квалифицировано по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения опровергаются представленными выше доказательствами. Как верно указано судом, направление обществом юридически значимой отчетности по форме № 1-ТОРГ произведено 2 марта 2021 года. В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления необходимого отчета с указанием всех требуемых реквизитов, позволяющих идентифицировать субъекта официального статистического учета, в установленный законом срок.
Вопреки доводам жалобы, уведомление от 16 февраля 2021 года содержит четкое описание о непринятии отчета и основание его непринятия, не позволяет сделать вывод о правильности заполнения отчета (л.д. 38 оборот). При этом из материалов дела следует, что данное уведомление прочитано обществом только 26 февраля 2021 года (л.д. 39), после телефонного звонка специалиста Омскстата, что заявителем не оспаривается.
Пояснения защитника в областном суде о ненадлежащем выполнении Омскстатом п. 3.2.2 и п. 3.2.3 Порядка организации не могут быть приняты во внимание, поскольку проверка данных и их обработка в соответствии с положениями названных пунктов была не возможна. В силу неверно указанного кода ОКПО используемые программные средства не смогли произвести идентификацию отчетности и приступить к следующим этапам обработки статистических данных.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного заявителем правонарушения подлежат отклонению как безосновательные.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Недостоверное предоставление обществом первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли» за 2020 год нарушает график работы Омскстата по составлению и передаче сводных данных контролирующим органам Омской области, что ведет к неверному изложению реальных сведений в этой области статистической информации. В данном случае, пропуск обществом срока предоставления необходимой отчетности является существенным.
Учитывая характер правонарушения, роль правонарушителя, в рассматриваемом случае оснований для признания совершенного ООО «Альфа Омск» правонарушения малозначительным не имеется.
Административное наказание обществу назначено согласно санкции ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ и является минимальным.
Порядок и сроки давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены; жалоба рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, при производстве по настоящему делу не допущено.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 29 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Альфа Омск» – генерального директора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина