ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-953(175) от 29.09.2009 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Усенко Е.В.                                          Дело № 77-953(175) (2009 г.)

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

29 сентября 2009 года                                                                                                        г. Омск

Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,

при секретаре Трещёткиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «Омский речной порт» на постановление судьи Ленинского районного суда г.Омска от 27 июля 2009 года,  которым постановлено:

            «Признать открытое акционерное общество «Омский речной порт», юридический адрес: г. Омск, ул.9-я Ленинская, 55, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12 ч.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Штраф зачислить: УФК (Управление Росприроднадзора по Омской области), Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, ИНН: 5503083235, КПП 550301001, БИК 045209001, ОКАТО 52401382000, расчетный счет 40101810100000010000, КОД БК 04811690040040000140.

Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, в течение тридцати дней со дня вступления данного постановления в законную силу, суд принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ».

Заслушав доклад по материалам дела, пояснения представителя ОАО «Омский речной порт» Стефанивской О.А., представителя Росприроднадзора по Омской области Саввиной О.В., исследовав материалы дела,

установил:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Омска от 27 июля 2009 года ОАО «Омский речной порт», признано виновным в следующем: в ходе внеплановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Омский речной порт», по поручению Омской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенной 24 июня 2009 года в 9 часов 50 минут в Ленинском административном округе города Омска на территории земельного участка по ул. 9-я Ленинская, 55, а также на территории земельного участка ориентировочной площадью 6,4 га, в том числе 4,4 га под склад песка, расположенного в водоохраной зоне на протяжении с 1838 по 1839 км. пойменного правового берега от устья реки Иртыш по лоцманской карте в границах поселения - город Омск, и который непосредственно прилегает к ограждению территории речного порта с западной и северо-западной стороны и имеет доступ к основной территории речного порта по грунтовым дорогам, выявлены нарушения режима использования земельного участка и специального режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне реки Иртыш.

Так, общество для выполнения собственных надобностей использует вышеуказанный земельный участок, расположенный в границах населенного пункта город Омск и в водоохранной зоне реки Иртыш, которая составляет 200 метров в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ. Документы о правах на земельный участок и договор аренды земельного участка в ходе проверки не представлены.

В водоохранной зоне реки общество осуществляет постоянную хозяйственную деятельность, связанную с приемом, хранением и реализацией песка потребителям, что не является работами, связанными с судоходством в пределах внутренних водных путей и противоречит требованиям ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ № 24 - ФЗ от 07 марта 2001 года.

Общество непосредственно на берегу реки Иртыш по всей ширине прибрежной защитной полосы - 50 метров и водоохраной зоны - 120 метров вглубь берега организовало и эксплуатирует склад песка. Песок размещен в отвалах на площади 400 х 110 метров, высотой более 2.5 метров. Со склада песка экскаватором модели ЭО 5124 заводской номер 1307 год выпуска 1990 - государственный регистрационный номер отсутствует, который эксплуатирует общество, осуществляется погрузка песка в автотранспорт потребителей и вывоз песка автотранспортом модели «Камаз» с государственным регистрационным номером Н 333 ОС по проложенным обществом на расстоянии от 40 до 80 метров от береговой линии в водоохраной зоне грунтовым дорогам, не имеющим твердого покрытия. Место стоянки автотранспорта и экскаватора также не имеет твердого покрытия.

В границах прибрежной защитной полосы по всей ее ширине 50 метров и длине 400 метров общество осуществило размещение отвалов размываемых грунтов.

В 40 метрах от береговой линии правового берега водного объекта реки Иртыш и в 60 метрах от места захода в акваторию малого затона на 1838, 7 км на поверхности земли, среди древесно-кустарниковой растительности обществом размещено судно СПВ (сборщик нефтесодержащих вод). Сведения о нахождении на учете или списание с учета
основных фондов судна СПВ обществом не предоставлены. Судно СПВ утратило свои конструктивные особенности от разбора на лом и представляет собой отходы
производства в виде лома черных металлов 4 класса опасности без следов
нефтепродуктов.

Складирование металлических частей судна СПВ от разбора осуществляется на землю. Сведения о лицах, осуществляющих разбор судна СПВ на металлический лом не предоставлены. Площадь земли берега водного объекта, загрязненная (захламленная) металлическими отходами от разбора судна СПВ составляет 16 кв.метров. Ликвидируемое на металлический лом судно СПВ и его металлические части подвержены коррозии.

Осуществляя эксплуатацию хозяйственного и природных объектов – склада песка, судна СПВ и части территории земель водоохранной зоны, в том числе грунтовые дороги в водоохранной зоне общество не оборудовало эксплуатируемые объекты, сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорении и истощения вод в соответствии с водным законодательством.

 На территории склада песка, у судна СПВ и на территории земель водоохраной зоны реки Иртыш обществом нарушен режим использования земель при выполнении хозяйственной деятельности: осуществлено негативное воздействие на землю - захламлением земель отходами производства по их видам - обрывки металлических тросов, покрытых следами коррозии (ржавчина) длиной от 4 до 6 метров в 8 местах, сброшенных на землю; опилками на площади 4 кв.метра; отходами растительности от порубки на площади 32 кв.метра; гофрированными шлангами длиной 3-4 метра в 2 местах; автомобильными воздушными фильтрами; проливами нефтепродуктов в 4 локальных местах общей площадью 3 кв.метра; мелкими фрагментами жести со следами коррозии; 3-мя металлическими трубами; отходами потребления на площади 3 кв. метра в виде стеклянных бутылок, жестяных банок, полиэтиленовых емкостей.

Участки земли среди растительности водоохранной зоны подвергнуты воздействию гусеничных механизмов в виде уплотнения и нарушения почвенно-растительного слоя, которым в смеси с песком присыпаны корневые шейки древесно-кустарниковой растительности и стволовая часть деревьев на высоту от 0.3 до 1 метра на общей площади 26 кв. метров.

Захламление правового берега водного объекта реки Иртыш отходами производства на площади 16 кв.метров нанесло вред окружающей среде в размере 15 997 рублей - исчислено по п. 16 Методики утвержденной приказом МПР России от 30.07.2007 года № 71.

Таким образом, ОАО «Омский речной порт» нарушило требования ст. ст. 15, 25, 26, 31, 42 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст.15, ст.16, п.2 ст.17 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, за что подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в областной суд, ОАО «Омский речной порт» просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указали, что выводы суда о том, что координаты и размеры земельного участка, указанного в протоколе об административном правонарушении и выписке совпадают, необоснованны, так как противоречат их содержанию. Полагают ошибочным вывод суда, что действия общества совершенны на земельном участке (1838-1839 км реки Иртыш) находящимся именно в водоохранной зоне. Указывают на отсутствие специальных информационных знаков определяющих водоохранную зону, и подлежащих установлению со стороны уполномоченных органов, в связи с чем общество не было информировано о наличии спорной зоны, что исключает ответственность. Территория, занятая складом песка не является водоохранной зоной реки Иртыш. Складируемый обществом песок не является складом размывного грунта. Считают, что доказательств принадлежности техники обществу, и использования ими грунтовой дороги, в результате чего произошло уплотнение почвы, нарушена травяная растительность, а также образования отходов потребления, суду не представлено.  Не согласны с подсчитанным ущербом.

Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ОАО «Омский речной порт» Стефанивской О.А., представителя Росприроднадзора по Омской области Саввиной О.В., оснований для отмены постановления судьи Ленинского районного суда г.Омска судья Омского областного суда не находит.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении  всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные требования закона судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.

Часть 2 статьи 8.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст.ст. 15, 25, 26, 31, 42 Земельного Кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч.ч. 1, 2, п.3 ст. 4, 15, 16, 17 ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ОАО «Омский речной порт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ послужило проведение 24 июня 2009 года Управлением Росприроднадзора по Омской области внеплановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Омский речной порт». Поводом к проведению указанной проверки явилось поручение Омской межрайонной природоохранной прокуратуры, основанное на поступившей в адрес Прокурора Омской области от жителей города Омска жалобы на действия ОАО «Омский речной порт». В ходе проверки в Ленинском административном округе города Омска на территории земельного участка по ул. 9-я Ленинская, 55, а также на территории земельного участка ориентировочной площадью 6,4 га, в том числе 4,4 га под склад песка, расположенного в водоохраной зоне на протяжении с 1838 по 1839 км. пойменного правового берега от устья реки Иртыш по лоцманской карте в границах поселения - город Омск, и который непосредственно прилегает к ограждению территории речного порта с западной и северо-западной стороны и имеет доступ к основной территории речного порта по грунтовым дорогам, выявлены нарушения режима использования земельного участка и специального режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне реки Иртыш.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 3В-179-в/2 от 25.06.2009 года (л.д.4-8); распоряжением о проведении целевой внеплановой, выездной проверки юридического лица № 190 от 19.06.2009 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя 3В-179в от 25.06.2009 г.; предписанием № 3В-179в об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 25.06.2009 г.; письмом генеральному директору ОАО «Омский речной порт» о внесении изменений в акт проверки от 25.06.09 г. № 3В-179-в; копией поручения Прокурора Омской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17.06.2009 года;  Уставом ОАО «Омский речной порт»; копией ответа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 15.07.2009 г., согласно которому Экскаватор ЭО-5131, заводской номер № 1307, двигатель № 534085, 19990 года выпуска зарегистрирован за ОАО «Омский речной порт» 13.07.2009 г. (л.д.89); письмом Территориального отдела 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 15.07.2009 года, согласно которому ОАО «Омский речной порт» привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3041 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Все доводы жалобы ОАО «Омский речной порт» не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств им материалы дела не содержат. Эти доводы направлены на переоценку доказательств, которые судьей районного суда исследовались и оценены.

Выводы судьи районного суда о том, что ОАО «Омский речной порт» нарушает режим использования земельных участков и лесов в водоохраной зоне, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права соблюдены.

Учитывая изложенное, ОАО «Омский речной порт» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, привлечено правомерно.

Санкция ч.2 ст.8.12 КоАП РФ влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наказание ОАО «Омский речной порт» за данное правонарушение назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, является справедливым и минимальным согласно санкции.

При изложенных выше обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Омска является законным и обоснованным и по основаниям, изложенным в жалобе, отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь  п.1 ч.1 ст.30.7 КОАП РФ, судья

                                               решил:

Решение судьи Ленинского районного суда г.Омска от 27 июля 2009 года оставить без изменения, а жалобу ОАО «Омский речной порт» – без удовлетворения.

Судья Омского областного суда -                                                                       Н.В.Иволгина