Судья: Дорожкина Е.А. Дело № 77-962(584)2021
РЕШЕНИЕ
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении акционерного общества ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) (далее по тексту – АО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО), общество) по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 26 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 14 апреля 2021 года АО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество в лице защитника Душкиной А.А. обжаловало данное постановление в районный суд.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 26 июля 2021 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 августа 2021 года в решении суда исправлена описка в наименовании общества (т. 2 л.д. 25).
В жалобе, поданной в Омский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит решение отменить, как незаконное, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что собранные по делу доказательства не получили надлежащую оценку в полном объеме. У общества было достаточно времени для принятия мер по устранению нарушения, имелась возможность произвести расчеты выбросов вредных веществ на основании собственного расчета. О необходимости применения методики расчета из перечня, формируемого уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, обществу было известно с 2018 года, однако соблюдение требований законодательства игнорировалось. Судом сделан ошибочный вывод о неприменении к обществу положений порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Право на подачу заявки на включение необходимой методики в перечень имелось как у разработчика методики, так и у его представителя (юридического лица), однако общество данным правом не воспользовалось. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что обществом приняты все зависящие от него меры. Кроме того, Управление Росприроднадзора по Омской области информировало как разработчиков методик, так и юридических лиц о необходимости актуализации методик, используемых для расчетов выбросов загрязняющих веществ и направлении их в Минприроды РФ для включения в перечень методик расчета, о чем имеются скриншоты о направлении обществу.
В отзыве на жалобу должностного лица защитник Душкина А.А. просит отказать в удовлетворении жалобы. Указывает, что разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях проводится, в том числе на основании данных по инвентаризации, результатов расчета нормативов в части выбросов. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ проводится на основе методик расчета, включенных в перечень, формируемый Минприроды РФ. Методики расчета, применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов, включаются в перечень на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, на момент вынесения постановления об административном правонарушении в перечне была только 21 методика, утвержденная Минприроды РФ. Для выполнения инвентаризации АО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) с целью согласования мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий, необходимо утверждение и включение в перечень шести методик, таким образом, на момент проведения проверки согласование мероприятий с Минприроды Омской области было невозможно. Обществом 02.10.2020 был заключен договор с ООО «Центр охраны природы» на услуги по проведению инвентаризации, был оплачен аванс, но договор не мог быть исполнен в течение длительного времени по причине отсутствия утвержденных методик в перечне. По аналогичной причине договор на разработку ПДВ был заключен только 08.07.2021. Указанное подтверждается ответом Генеральной прокуратуры РФ от 30.12.2020 о нереализации должным образом Минприроды РФ требований законодательства по формированию и ведению перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ. Самостоятельная разработка недостающих методик заняла бы около 2 лет при стоимости 23 миллиона рублей. Вопреки доводу жалобы, общество не имело основания выступить заявителем для включения конкретной методики в перечень и не могло обратиться в Минприроды РФ. Судом верно отмечена неубедительность возможности у общества проведения собственного расчета на основе материально-сырьевого баланса, в связи с отсутствием на предприятии таковых источников выбросов и технологических процессов. В настоящее время, мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях актуализированы с учетом утвержденных методик, проект находится на согласовании в Минприроды Омской области.
В судебное заседание представитель Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Защитник общества по доверенности Душкина А.А. просит решение районного суда оставить без изменения; поддержала письменные возражения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника, оснований для отмены решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущим назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора внеплановой выездной проверки с 19 марта по 7 апреля 2021 года в отношении АО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) выявлены нарушения законодательства, а именно: не согласованы с органами исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий, что является нарушением п. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 19 приказа Минприроды РФ от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Указанное послужило основанием для составления 7 апреля 2021 года в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности от 14 апреля 2021 года.
Возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда, проверив фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что административным органом сделаны преждевременные выводы о вине юридического лица без надлежащей оценки и исследования всех имеющихся доказательств.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Согласно п. 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды РФ от 28.11.2019 № 811, мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В силу п. 3 указанных Правил, формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.
Приказом Минприроды РФ от 07.08.2018 № 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее – Порядок проведения инвентаризации).
В соответствии с п. 10 Порядка проведения инвентаризации перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>, и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <2>. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.
Также приказом Минприроды РФ от 31.07.2018 № 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Распоряжением Минприроды РФ от 14.12.2020 № 35-р в соответствии с приказом № 341 внесены сведения о методиках расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками согласно приложению.
На момент выявления правонарушения, необходимые методики для проведения АО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) инвентаризации стационарных источников и расчета нормативов в части выбросов с целью разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях не были включены в вышеуказанный перечень методик расчета, формируемый Минприроды РФ.
В силу п. 28 Порядка проведения инвентаризации, для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <12> (далее - методики расчета выбросов).
Если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом названного пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
Административным органом не представлено надлежащих доказательств возможности использования обществом расчетов вышеуказанным методом, о чем последовательно указывалось стороной защиты и было установлено судом.
Выводы судьи районного суда в этой части заслуживают поддержки.
Доводы жалобы о том, что общество самостоятельно могло направить методику в Минприроды РФ, несостоятельны, поскольку такая возможность появилась с вступлением в действие редакции Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками от 22.04.2021.
Ранее (в редакции от 31.07.2018) право подачи обращения на включение методики в перечень имел только разработчик методики и его представитель, при этом, как следует из письма АО «НИИ Атмосфера» (т.1 л.д. 188-189), такая разработка методик расчета занимает существенный временной промежуток (от 1 года до 2 лет) и финансовые затраты.
Кроме того, судом нижестоящей инстанции было учтено заключение обществом договора на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выполнению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (ответ ООО «Центр охраны природы», т. 1 л.д. 180-181).
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Вопреки доводам жалобы решение суда принято в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. 30.7 названного Кодекса. Судьей районного суда правильно установлено существенное нарушение должностным лицом административного органа процессуальных требований КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и принято решение о направлении дела на новое рассмотрение в пределах установленного для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 26 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина