ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-967(589 от 07.09.2021 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Коробов И.Н. Дело № 77-967(589)/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Зинченко А.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области (далее – администрация Красноярского сельского поселения, администрация) по жалобе главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 на решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 26 июля 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 от 30 июня 2021 года администрация Красноярского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Администрация Красноярского сельского поселения обратилась с жалобой в районный суд.

Решением судьи Большереченского районного суда Омской области от 26 июля 2021 года вышеназванное постановление изменено: из мотивировочной части постановления должностного лица исключены указания на нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на территории Красноярского сельского поселения, в населенных пунктах с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара); размер назначенного административного штрафа снижен до 100000 рублей; в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, главный государственный инспектор Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 просит решение районного суда отменить с оставлением без изменения вынесенного им постановления. Указывает, что на территории поселения отсутствует звуковая система оповещения, а представленные в суд документы о приобретении установки не свидетельствуют о ее фактическом наличии. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами не доказано; решение о создании добровольной пожарной охраны из числа граждан и организаций об этом не свидетельствует.

В возражениях на жалобу глава поселения (администрации) М.А.В. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие полномочий по созданию звуковой системы оповещения населения об опасности.

Представитель административного органа – дознаватель, государственный инспектор Большереченского района по пожарному надзору ФИО2, действующий на основании доверенности и удостоверения, жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Защитники администрации Красноярского сельского поселения по доверенностям ФИО3 и ФИО4 поддержали возражения и выразили согласие с постановленным судом решением об изменении акта должностного лица.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав должностное лицо административного органа и защитников, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.31 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

По правилам ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 123-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 30 вышеназванного Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее – Правила), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Пунктом 48 Правил установлено, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, требования к которым установлены ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ и СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» (п. 75 Правил).

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (п. 63 Правил).

Постановлением Правительства Омской области от 23 апреля 2021 года № 162-п на территории Омской области установлен особый противопожарный режим с 27 апреля по 27 июня 2021 года.

29 июня 2021 года в отношении администрации Красноярского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому:

1) на территории Красноярского сельского поселения в населенных пунктах с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не производится уборка сухой травянистой растительности и покос травы вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений, за огородами домовладений, на пустырях, на открытых территориях между жилыми и нежилыми домами, в том числе в переделах противопожарных расстояний между объектами защиты, на прилегающих к населенным пунктам территориях;

2) на территории Красноярского сельского поселения в населенных пунктах с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области по направлению движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие указатели (со светоотражающей поверхностью либо подключенные к сети электроснабжения);

3) на территории Красноярского сельского поселения в населенных пунктах с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;

4) на территории Красноярского сельского поселения в населенных пунктах с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные поросы шириной не менее 10 метров (фактически полосы шириной менее 10 метров и не в полном объеме, т.е. произведены частично);

5) на территории Красноярского сельского поселения отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара);

6) на территории Красноярского сельского поселения в населенных пунктах с. Красный Яр, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы для целей пожаротушения в любое время года источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ ( фактически на территории населенного пункта имеются водоисточники, не обеспечивающие обслуживание всех объектов жилого и общественного назначения, расположенных в населенном пункте в радиусе 200 метров).

Указанные в протоколе обстоятельства (выявлены 22-25 июня 2021 года) послужили основанием для привлечения администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Исключая из объема обвинения нарушения, указанные в пунктах 3 и 5 протокола об административном правонарушении, и, соответственно в постановлении должностного лица административного органа, судья районного суда исходил из того, что созданы условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, сославшись на соответствующие нормативные акты от 29 июня 2021 года и 29 марта 2021 года, а также указав на приобретение и установку в населенных пунктах Красноярского сельского поселения до составления протокола об административном правонарушении звуковой системы оповещения населения об опасности.

В остальной части судья районного суда исходил из того, что факт административного правонарушения и вина правонарушителя подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года (л.д. 125-129); актом проверки от 29 июня 2021 года (л.д. 120-124) и другими материалами дела, оцененными в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Согласно п. 7 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Создание таких систем является вопросом местного значения муниципального округа (п. 28 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из материалов дела следует, что по договору поставки от 22 марта 2021 года администрацией Красноярского поселения у ООО «Свет звук техника» приобретены динамический микрофон, усилитель мощности трансляционный, рупорный громкоговоритель, провод; имеется соответствующий счет на оплату (л.д. 50, 51-54, 55). Установка данных средств подтверждается фотоснимками (л.д. 64-65). Выездная внеплановая проверка проводилась в период с 22 по 25 июня 2021 года.

Также в соответствии с п. 9 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Аналогичная норма, относящая данный вопрос к компетенции органов местного самоуправления, содержится в ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В материалах дела имеются распоряжение Администрации Красноярского сельского поселения от 29 марта 2021 года № 18 «О создании патрульных групп, патрульно-маневренных групп на территории Красноярского сельского поселения», постановление Администрации Красноярского сельского поселения от 28 декабря 2018 года № 47 «О внесении изменений в постановление Главы Красноярского сельского поселения от 12.05.2011 г. № 12 «Об утверждении положения о внештатных инспекторах по пожарной профилактике», решение Совета Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района от 29 июня 2012 года № 64 «Об утверждении Положения «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Красноярского сельского поселения» с названным положением и последующими изменениями (л.д. 136, 137, 138, 139-141, 142).

Вопреки доводам жалобы администрации не вменялось нарушение, выразившееся в отсутствии централизованной системы оповещения на территории сельского поселения. Приведенные в жалобе ссылки на нормы Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» применительно к описанию события административного правонарушения не являлись предметом рассмотрения административного органа, а упомянутое Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25 июля 2006 года, с 1 января 2021 года утратило силу. Из процессуальных документов, составленных должностными лицами МЧС России, следует, что администрации вменялось отсутствие звуковой системы оповещения на территории Красноярского сельского поселения. При этом, исходя из пояснений законного представителя администрации и представленных доказательств у судьи районного суда обоснованно возникли сомнения в наличии данного нарушения на момент составления протокола об административном правонарушении от 29 июня 2021 года.

Что касается нарушения, связанного с отсутствием условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, социально-экономического стимулирования участия в добровольной пожарной охране, то судьей районного суда дана оценка представленным стороной защиты нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Меры поддержки добровольных пожарных Положением «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Красноярского сельского поселения» предусмотрены.

Доводы жалобы о недоказанности возражений стороны защиты в этой части во внимание не принимаются, поскольку по правилам ст. 1.5 КоАП РФ вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, оснований для вмешательства в постановленное судьей районного суда решение по доводам жалобы должностного лица административного органа не имеется; жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 оставить без удовлетворения, решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 26 июля 2021 года –без изменения.

Судья Г.Г. Старостина