ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-996(609 от 28.09.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Феоктистова О.А. Дело № 77-996(609)/2021

РЕШЕНИЕ

28 сентября 2021 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Фогель И.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФИО1 – Арцер О.В. на решение судьи Центрального районного суда города Омска от 27 июля 2021 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № <...> от 20.05.2021 года в отношении директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО1 по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области от 20 мая 2021 года директор Департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из постановления, при проведении проверки на основании приказа Управления Федерального казначейства по Омской области от 5 ноября 2020 года № 49-кд сотрудниками данного управления было установлено, что в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Порядка предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 12 сентября 2019 году № <...>-п, п. 4.3.3 Соглашения № <...> Департаментом не достигнут показатель результативности «доля многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту» (вместо 31% по плану, фактически достигнуто 0,2% на 1 января 2020 года, 2,5% на 1 апреля 2020 года). Директор департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО1 мог принять все зависящие от него меры по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации, однако не сделал этого.

Защитник ФИО1 – Арцер О.В. обжаловала постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе защитник ФИО1 – Арцер О.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что у ФИО1 не имелось реальной возможности исполнить условия Соглашения в срок до 31 декабря 2021 года. Указывает, что по состоянию на 24 мая 2021 года процент освоения межбюджетного трансфера достиг 69,5%, таким образом, процент освоения иного межбюджетного трансферта достигнут. Указывает, что Соглашение заключено в октябре 2019 года, при этом работы по капитальному ремонту пришлись на зимний период. Также суд не учел необходимые сроки на подготовку и проведение отбора получателей субсидии в рамках исполнения условий Соглашения. Кроме того, Минстроем РФ принято решение не применять меры принуждения в форме возврата средств из Бюджета Омской области в федеральный Бюджет в виду неисполнения обязательств по достижению результативности использования межбюджетных трансферов по соглашению на основании обращения Мэра города Омска к губернатору Омской области о неприменении штрафных санкций в отношении Омской области в связи с не освоением межбюджетных трансферов. Таким образом, недостижение показателя результата предоставления иного межбюджетного трансфера не повлекло к изъятию и возвращению денежных средств, что позволило завершить работы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Указывает на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – Арцер О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя УФК по Омской области ФИО2, возразившего против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективная сторона выражается в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Согласно п. п. 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из материалов дела усматривается, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрация города Омска заключили Соглашение от 8 октября 2019 года № <...> о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначении, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (далее – Соглашение).

В соответствии с п. 4.3.3 Соглашения Муниципалитет обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта в соответствии с приложением № <...> к данному Соглашению – доля многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту – 31 % в 2019 году.

В соответствии с п. 4.3.7 Соглашения муниципалитет обеспечивает предоставление в Министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о достижении показателей результативности иных межбюджетных трансфертов, не позднее 5 числа, следующего за отчетным.

Согласно п. 6.1.1 Соглашения, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Муниципалитета возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и предоставление отчетности, является Администрация г. Омска – Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.

Распоряжением Администрации г. Омска от 22 января 2018 года № <...>-к ФИО1 назначен директором Департамента.

Согласно п. 17 Положения о Департаменте, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года № <...> (далее – Положение) в число основных задач Департамента входит организация капитального ремонта и ремонта объектов жилищного фонда города Омска в пределах его компетенции.

Согласно п. 18 Положения Департамента в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- готовит предложения по ремонту объектов муниципального жилого фонда;

- осуществляет разработку и реализацию подпрограмм муниципальных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Омска;

- координирует деятельность организаций, обеспечивающих выполнение капитального ремонта объектов жилищного фонда, в пределах компетенции Департамента;

- осуществляет контроль за целевым использованием средств бюджета г. Омска и предоставлением соответствующей отчетности в пределах своей компетенции;

- обеспечивает в установленном порядке государственную, статистическую, бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Согласно п. 20 Положения директор Департамента на основе единоначалия организует работу департамента, обеспечивает решение возложенных на департамент задач; планирует и анализирует деятельность департамента; издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности департамента; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 21 Положения всю полноту ответственности за результаты деятельности Департамента, своевременность и качество выполняемых задач и функций, возложенных на Департамент, несет директор Департамента.

УФК по Омской области на основании требования о проведении внеплановой проверки Прокуратуры Омской области от 18 сентября 2020 года № <...>, приказа УФК по Омской области от 5 ноября 2020 года № 49-кд «О назначении внеплановой выездной проверки Департамента городского хозяйства Администрации города Омска» проводилась выездная проверка использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» в рамках подпрограммы «Созданий условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в Департаменте городского хозяйства Администрации города Омска за период с 1 января 2019 года по истекший период 2020 года.

В ходе проверки Департаментом представлены отчеты о достижении показателей результативности иных межбюджетных трансфертов, подписанные директором Департамента и Мэром города Омска, в соответствии с которыми:

- по состоянию на 1 января 2020 года доля многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту, составила фактически 0,2% (при плановом значении 31%), то есть, выполнен капитальный ремонт 1 дома;

- по состоянию на 1 апреля 2020 года доля многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту, составила фактически 2,5% (при плановом значении – 31%), то есть, выполнен капитальный ремонт 15 домов.

Таким образом, были нарушены требования ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 14 Порядка предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 12 сентября 2019 году № 13-п, п. 4.3.3 Соглашения № <...>.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.46-51); актом выездной проверки (л.д.57-79); Соглашением (л.д.81-91), оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и оснований для иной оценки доказательств по доводам жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь директором Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, и обладая соответствующими должностными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации. В названной связи доводы жалобы об отсутствии у ФИО1 реальной возможности исполнить условия соглашения в установленный срок, подлежат отклонению.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах, предусмотренных санкцией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является минимальным.

Исключительных обстоятельств и оснований, позволяющих признать данное административное правонарушение в области бюджетных правоотношений, и освободить должностное лицо от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом положений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не усматривается.

Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административных правонарушениях не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда города Омска от 27 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Арцер О.В. - без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов