ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 770007-01-2020-013557-70 от 23.03.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-3240/2021

УИД № 77RS0007-01-2020-013557-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Худик А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.,

с участием представителя административного ответчика ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд к ФСИН России с административным иском, в котором просит взыскать за счет казны РФ денежную компенсацию причиненного вреда в размере <данные изъяты>., в связи с содержанием ФИО2 в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю в условиях, не соответствующих положениям ст. 3, 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Требования мотивированы тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ ИК-17 в секции отряда , общей площадью 100 кв.м., в секции было 32 кровати (20 двухъярусных и 12 одноярусных) - 52 спальных места (проживало 52 осужденных), 52 табурета, 23 тумбочки. Проход между кроватями составлял около 1 метра, которым были вынуждены пользоваться 4 человека. <адрес>, занимаемая кроватями, табуретами, тумбами, составляла 58,66 квадратных метров, из расчета, что площадь занимаемая кроватями = 51.2 квадратных метра, кровати - (2м. х 0.8м.) х 32 кровати), тумбочками = 2,76 квадратных метра (размер тумбы - 0,35м. х 0, 35м.) х 23 тумбы), табуретами = 4,7 квадратных метра (размер табурета -(0,30м. х 0.30м.) х 52 табурета). Во всех жилых помещениях ИК-17, в том числе в спальной комнате, были установлены видеокамеры, посредством которых осуществлялся тотальный контроль. Все помещения отрядов №, 6, 5 не были оборудованы искусственной системой вентиляции, из-за чего во всех помещениях отсутствовал доступ к свежему воздуху. В отряде имелось два туалетных помещения, в одном имелось 5 умывальников и 2 унитаза, в другом – 4 раковины и 3 унитаза, в связи с большим количеством осужденных, административный истец не мог осуществить мероприятия по гигиене тела, кроме того, в туалете отсутствовали условия приватности. Административный истец не обеспечивался зимней одеждой и обувью, поэтому в зимний период времени страдал от холода во время нахождения на улице, при этом в обязательном порядке должен был находиться там не менее 4 часов в течение дня. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия необходимых зимних вещей на складах ИК-17, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО7. Принять душ возможно было лишь раз в неделю. В помещении столовой в зимний период температура была около 0 градусов Цельсия.

Содержание ФИО2 в вышеуказанных условиях вызвали у него чувства безысходности, он испытывал чувства обреченности, страха, безысходности, приведённые материально-бытовые условия унижали его и доставляли физические страдания.

Определением судьи Замоскворецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве административного соответчика привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание, не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем указал в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю – ФИО1 (по доверенностям) просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 21 Конституции РФ, а также статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Судом установлено, что приговором Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений) ФИО2 осужден за совершение преступлений к 13 годам 9 месяцам лишения свободы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где содержался в отряде ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), отряде ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), отряде ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), отряде ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), отряде ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из представленных материалов, жилая площадь спального помещения отряда ФКУ ИК-17 составляет 102,2 м?., данное помещение предназначено для проживания 50 человек, что подтверждается схемой расположения спальных мест отряда .

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также иными нормативно - правовыми актами не установлены требования (за исключением лечебных учреждений и пожарных выходов) к расстоянию между кроватями и тумбочками в спальных помещениях осужденных, в связи с чем, довод истца о нарушении его прав несоблюдением жилой площади, а также расстоянием между мебелью суд признает несостоятельным.

Приказом Министерства юстиции РФ от 02.07.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных учреждений и специальных учреждений УИС» (предназначена для служебного пользования) установлен состав площади помещений для размещения отряда осужденных в общежитиях с различными условиями содержания. Согласно п.9.11 Приказа в общежитиях для проживания осужденных в умывальной комнате следует предусматривать 1 умывальник на 15 человек, в уборных в мужских исправительных учреждениях - 1 унитаз на 15 человек. Помещения в исправительных учреждениях следует оборудовать унитазами (напольными чашами) и умывальниками. Тип санитарного прибора следует конкретизировать заданием на проектирование.

Как следует из представленных материалов в отряде ФКУ ИК-17 спальные помещения не оборудованы санузлами, в отряде имеется три туалетных помещения, в которых находятся 15 умывальников, 10 унитазов, 8 писсуаров, с учетом проживания в данном отряде 132 осужденных, нормы соблюдались.

Санитарные узлы в отрядах находятся в туалетных кабинках, которые обеспечивают требования приватности, что подтверждается фотографиями и опровергают доводы истца о несоблюдении указанных норм.

Инструкцией Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395 «По организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных» организованно банно-прачечное обеспечение осужденных.

Помывка осужденных осуществляется в соответствии пунктом 21 главы 5 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» 2 раза в неделю (до вступления указанного Приказа в законную силу не реже одного раза в неделю), согласно утвержденному графику во всех отрядах. В банно-прачечном комплексе имеется помывочное отделение, в котором имеется 14 душевых леек.

Стирка белья проводится один раз в неделю в банно-прачечном комплексе, что следует из представленного графика работы банно-прачечного комбината ИК-17. Кроме того, в отрядах установлены стиральные машинки для самостоятельной стирки осужденными нательного белья, что подтверждается представленными фотографиями.

В соответствии с п.п. 20.16, 20.33 Приказа Минюста РФ от 02.07.2003 № 130-дпс «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ», в жилых помещениях режимных зданий предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с естественным побуждением, помещения отрядов ФКУ ИК17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, проветриваются через форточки.

Оценивая довод административного истца о наличии видеонаблюдения в ИК, суд приходит к следующему.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Частью первой статьи 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.

Согласно пункту 42.6 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 204-дсп, в целях наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных на территории режимной и хозяйственной зоны могут применяться видеокамеры, а также системы доступа, контролирующие порядок и выход из зданий и помещений.

Кроме того, приказом от 4 сентября 2006 г. N (в редакции от 17 июня 2013 г.) Министерство юстиции Российской Федерации утвердило "Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы". Его положения распространяются, в частности, на следственные изоляторы и помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, деятельности исправительных колоний, следственных изоляторов. В нем подробно изложены технические стандарты оснащения различных типов пенитенциарных учреждений средствами охраны, наблюдения и контроля, например, системами видеонаблюдения. Данный документ предусматривает, что камеры видеонаблюдения должны были быть установлены во всех камерах соответствующих учреждений таким образом, чтобы обеспечить полный обзор камер без слепых зон, описаны технические требования к системам видеонаблюдения, в том числе касающиеся их функционирования в различных условиях, разрешения, чувствительности, качества изображения и т.п., предусмотрено, что камеры должны были быть способны функционировать и обеспечивать высокое разрешение изображений хорошего качества как в дневное, так и в ночное время, и что системы видеонаблюдения должны сохранять записи, сделанные камерами в течение 30 суток.

Право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых и обвиняемых, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (часть первая статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений")

Таким образом, ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство лиц, содержащихся под стражей, ведется не в целях сбора и использования информации о частной жизни лица, а напротив, такие меры направлены на предотвращение возникновения либо своевременное выявление ситуаций, составляющих угрозу для лиц содержащихся под стражей, на своевременное предупреждение возможных преступлений.

Кроме того, помещения и места для проведения гигиенических процедур (душевые, банно-прачечные комплексы, санитарные узлы) в целях соблюдения приватности видеокамерами не оборудуются.

В соответствии со ст.99 УИК РФ осужденные к лишению свободы обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий.

Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).

Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утверждены Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216.

Нормой N 1 Приложения N 1 к приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 установлены наименование предметов вещевого довольствия, их количество на одного человека, сроки носки для осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях.

Приложением N 6 к приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды.

Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением N 3 к приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216. Согласно данному порядку выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4). Переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода (пункт 9).

Согласно лицевому счету № Г- заключённого ФИО2,, ДД.ММ.ГГГГ он был обеспечен одеждой и постельными предметами вещевого довольствия (телогрейка, куртка х/б, брюки х/б, рубаха, кальсоны, майка, трусы, шапка, ботинки, полотенца, носки) в дальнейшем обеспечивался вещевым довольствием согласно положенным нормам, что также отражено в лицевом счете. Выдача шарфа, вопреки доводам административного истца, нормами Приказа не предусмотрена.

Письмо ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, на которое в обоснование своих доводов ссылается административный истец, не свидетельствует о необеспечении его одеждой по сезону.

Таким образом, истцом не представлено и судом не установлено доказательств нарушения вещевого довольствия административного истца.

Довод административного истца относительно неадекватного температурного режима в зимний период времени в столовой является голословным, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, опровергается представленными фотографиями с замерами температуры.

В связи с изложенным, доводы осужденного ФИО2 о том, что в период отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю были нарушены условия его содержания, в ходе судебного заседания своего подтверждения не нашли.

Оценив представленные по делу доказательства, суд учитывает положения ст. 62 КАС РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком в соблюдение требований ст.62 КАС РФ в материалы дела представлены письменные доказательства, административным истцом доказательств нарушения условий его содержания не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Худик