ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 770016-02-2022-016189-21 от 24.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3556/2022

УИД № 77RS0016-02-2022-016189-21

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

24 августа 2022 года г.Хабаровск

Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего - судьи Черниковой Е.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Тындинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК») о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в вагонном участке Тында – структурном подразделении Дальневосточного филиала АО «ФПК», по результатам которой установлено, что, вопреки требованиям п.1 ст.2, ст.4, ч.1.1 ст.9 ФЗ «О транспортной безопасности», п.п.8 п.6, п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Правительством РФ от 10.10.2020г. , вагон , находящийся в эксплуатации вагонного участка Тында, осуществляющий перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, не оборудован средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных. По выявленным нарушениям федерального законодательства Тындинским транспортным прокурором 07.12.2021г. руководству вагонного участка Тында – структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «ФПК» внесено представление. В соответствии с ответом от 17.12.2021г. в вагоне приписки Вагонного участка Тында – структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «ФПК» отсутствуют средства видеонаблюдения, обработка, накопление, хранение видеоинформации не осуществляются. Непринятие субъектом транспортной инфраструктуры мер по обеспечению исполнения требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу совершения преступлений и актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта. На основании изложенного, Тындинский транспортный прокурор просит суд обязать АО «ФПК» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вагон средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании поручения, иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что отсутствие средств видеонаблюдения в пассажирском вагоне создает угрозу совершения преступлений на транспорте, в связи с чем срок исполнения административным ответчиком решения суда в течение 9 месяцев считает разумным и достаточным. Просит исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Представителем ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик исковые требования не признает, мотивируя тем, что на сегодняшний день АО «Федеральная пассажирская компания» проводит работу по оснащению транспортных средств системами видеонаблюдения и регистрации на постоянной основе. Пассажирские вагоны, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Требований, оснащаются системами видеонаблюдения и регистрации при проведении капитально-восстановительного ремонта, а все вводимые в эксплуатацию транспортные средства оснащаются системами видеонаблюдения при постройке на заводах-изготовителях. Оснастить единовременно все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не представляется возможным. Оборудование вагонов системой видеонаблюдения проводится при постройке вагонов с 2016 года и проведение вагонов капитально-восстановительного ремонта с модернизацией, проводится вагонам через 28 лет. Вагону в 2022 году проведение капитально-восстановительного ремонта с модернизацией не запланировано. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в случае признания заявленных Тындинским транспортным прокурором требований обоснованными предоставить АО «ФПК» для оснащения вагона техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средств (вагоне), переходных тамбурах и технических помещений средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных срок, равный 18 месяцам со дня вступления решения суда в законную силу, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.2 ФЗ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно п.4 ст.1 ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п.1 ст.4 указанного Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся - собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст.1 Федерального закона № 16-ФЗ).

В силу положений ч.1.1 ст.9 Федерального закона № 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020г. утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее - Требования), в соответствии с п.п.8 п.6 которых на субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств возложена обязанность реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу данных Требований для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу данных Требований – со дня введения их в эксплуатацию.

Согласно п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны, в числе прочих, оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Судом установлено, что на балансе Вагонного участка Тында – структурного подразделения Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» находится вагон , который эксплуатируется в поездах дальнего следования.

Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в вагонном участке Тында – структурном подразделении Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания», по результатам которой выявлены факты нарушения требований вышеуказанного законодательства о транспортной безопасности, в том числе, необорудование вагона средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

07.12.2021г. Тындинским транспортным прокурором в адрес начальника вагонного участка Тында – структурного подразделения в Дальневосточного филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, которое рассмотрено 17.12.2021г. на служебном совещании, материалы разбора направлены в адрес Дальневосточного филиала АО «ФПК».

Судом установлено, что до настоящего времени пассажирский вагон средствами видеонаблюдения не оборудован, что представителем ответчика не оспаривается.

На основании вышеизложенного, исковые требования Тындинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению как законные и обоснованные. При этом, суд считает необходимым установить ответчику срок для устранения требований законодательства о транспортной безопасности – в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Данный срок суд считает разумным и достаточным для ответчика, поскольку в судебном заседании установлено, что для оборудования пассажирского вагона, построенного до 2016г., системой видеонаблюдения требуется проведение капитально-восстановительного ремонта (КВР) вагона с модернизацией, при этом, план проведения КВР составляется на каждый год, КВР данного вагона в 2022г. не запланирован.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Тындинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» обязанность оборудовать пассажирский вагон средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 31.08.2022г.

Судья Е.В. Черникова