ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 770024-02-2022-001317-78 от 22.08.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-804/2022 (№77RS0024-02-2022-001317-78)

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 22 августа 2022 г.

Судья Советского районного суда г. Красноярска Алексеева А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, по жалобе Бойко на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-4/15-235 от 24.12.2021 г. о назначении административного наказания,

установил:

ФИО1, как должностное лицо - инженер по охране окружающей среды управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Восточно-Сибирского филиала ООО «РН-Бурение», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Красноярска, Бойко . просит постановление отменить, приводя доводы о малозначительности совершенного правонарушения, возможности замены штрафа на предупреждение.

В судбеном заседании жалоба поддержана ее автором и защитником Гизатуллиным Р.Р. по изложенным в ней доводам.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заместителя Красноярского природоохранного прокурора Васильева А.И., возражавшего против жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 40 000 руб.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях реализации п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 г. №1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, которым устанавливаются требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (далее Порядок учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 г. №1028).

Согласно Порядку учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 г. №1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом (пункт 3).

Учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (пункт 4).

Как следует из материалов дела, на основании решения Красноярского природоохранного прокурора от 20.09.2021 г. №249, в период с 21.09.2021 г. по 20.10.2021 г. сотрудниками Красноярской природоохранной прокуратуры с участием специалиста Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «РН-Бурение» проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства о недрах при осуществлении деятельности, связанной с добычей сырой нефти и размещением в связи с этим отходов (шламы буровые), на территории Ванкорского, Тагульского и Сузунского месторождений.

В ходе данной проверки было установлено, что Восточно-Сибирский филиал ООО «РН-Бурение» осуществляет деятельность по строительству поисково-оценочных, разведочных, эксплуатационных, специальных и других нефтяных скважин на объектах распложенных в Таймырском Долгано-Ненецкий районе (Сузунское месторождение), Туруханском районе (Тагульское месторождение, Лодочное месторождение, Ванкорское месторождение) Красноярского края, сопровождающуюся образованием отходов бурения, относящихся к отходам I-V класса опасности.

В соответствие с приказом ПАО «НК «Роснефть» №632 от 12.11.2019 г. «Об организации процесса обращения с отходами бурения и взаимодействия с подрядчиками, осуществляющими буровые работы на суше», обязательства по обращению с отходами бурения закреплены за буровыми подрядчиками (в отношении работ, выполняемых на суше) с закреплением за ними в договорах компании права собственности на отходы.

Во исполнение приказа, ООО «РН-Ванкор» переданы буровому подрядчику ООО «РН-Бурение» объекты временного накопления отходов:

1. Сузунское месторождение (акт приема-передач №01/15ША от 15.12.2020 г.), согласно которому в пользование бурового подрядчика ООО «РН-Бурение» переходит объект временного накопления отходов (амбар) чек №3 кустовой площадка 15.

2. Сузунское месторождение (акт приема-передач №01/12ША от 5.12.2020 г.), согласно которому в пользование бурового подрядчика ООО «РН-Бурение» переходит о????????????????????????????????j?????????J?J???????

3. Сузунское месторождение (акт приема-передач №01/13ША от 12.12.2020 г.), согласно которому в пользование бурового подрядчика ООО «РН-Бурение» объект временного накопления отходов (амбар) чек №1,2 кустовой площадка 13.

4. Тагульское месторождение (акт приема-передач объекта временного накопления бурового шлама кустовых площадка Тагульского месторождения от 04.02.2021 г.), согласно которому подрядчиком приняты объекты временного накопления отходов, находящиеся на территории кустовых площадок № 3, 9, 17, 19, 20, 22, 24, 31.

На утилизацию отходов бурения ООО «РН-Бурение» заключены договоры со сторонними организациями (ООО «Экология Югры», ООО «Сибпромсервис», ООО «Энерго-утилизационная компания», ООО «ЭкоВек»).

Во время проведения проверки, в нарушение п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами от 08.12.2020 г. №1028, Восточно-Сибирским филиалом ООО «РН-Бурение» представлен журнал учета образования и движения отходов за 2021 год по филиалу в целом, который не содержит полной достоверной информации о передачи сторонним организациям на утилизацию следующих отходов: шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные (ФККО-2 91 120 01 39 4); растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные, малоопасные (ФККО-2 91 110 01 39 4), а именно: в обобщенном журнале не содержится информации о движении указанных выше отходов по каждому из объектов временного накопления отходов, при этом журналы учета образования и движения отходов по каждому из объектов временного накопления отходов в отдельности не предоставлены.

Как следствие выявленных нарушений, 06.12.2021 г. Красноярским природоохранным прокурором в отношении инженера по охране окружающей среды управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Восточно-Сибирского филиала ООО «РН-Бурение» Бойко . составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-4/15-235 от 24.12.2021 г. ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина инженера по охране окружающей среды управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Восточно-Сибирского филиала ООО «РН-Бурение» Бойко в его совершении в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указаны обстоятельства его совершения; актом проверки от 24.11.2021 г. исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды в деятельности ООО «РН-Бурение»; приказом (распоряжением) о приеме Бойко . на работу с 16.07.2018 г. на должность инженера по охране окружающей среды; ее должностной инструкцией.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (п. 2.4 КоАП РФ).

Согласно п. 2.20 представленной в материалы дела должностной инструкции инженера по охране окружающей среды управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Восточно-Сибирского филиала ООО «РН-Бурение» инженер (по охране окружающей среды) управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды обязан обеспечивать учет отходов производства и потребления, п. 2.21 - проводить инвентаризацию отходов производства и потребления, образующихся в филиале установленные ЛНД Общества сроки, п. 2.24 - готовить отчетность об образовании отходов для объектов III категории НВОС, п. 2.38 - контролировать объемы образования, сбор, хранение, транспортировку, способ утилизации, срока накопления отходов на производственных объектах Филиала, п. 2.39 - контролировать ведение первичного учета отходов в структурных подразделениях Филиала.

Ввиду ненадлежащего исполнения данных обязанностей, что повлекло указанные в постановлении нарушения, Бойко . обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ. Доводы рассматриваемой жалобы об обратном несостоятельны.

Порядок привлечения Бойко . к административной ответственности не нарушен.

Ссылка на то, что журналы учета образования и движения отходов имелись на каждом из объектов (месторождений), но не были предоставлены проверяющим лицам в силу их территориальной удаленности, при этом проверяющие лица имели возможность ознакомиться с данными журналами непосредственно на месторождениях, основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности не является.

Фактических данных, позволяющих классифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, в деле не содержится. Состав названного правонарушения является формальным и не связан с наступлением каких-либо материальных последствий правонарушения, а существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей и к требованиям законодательства.

С учетом изложенного, полагаю, что оснований для освобождения Бойко . от административной ответственности, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а также для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.

Правовые основания для удовлетворение жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №02-4/15-235 от 24.12.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Бойко оставить без изменения, а ее жалобу без удовлетворения.

Решение и постановление могут быть обжалованы в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Советский районный суд г. Красноярска.

Судья А.В. Алексеева