УИД: 50RS0№-77 Дело №а-746/2021 (2а-6002/2020;)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногорский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Климовского Р.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании уведомления незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее также - Управлению Росреестра по <адрес>, Управление) с административным иском, в котором просила:
- признать незаконным решение «Уведомление о приостановлении государственной регистрации», оформленное письмом от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№ в отношении 2-комнатной квартиры общей проектной площадью 65,5 кв. м, на 5 этаже, №, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО1, <адрес>.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем принятия решения о государственной регистрации Договора №ДДУ-4/3/5/1/102/2 участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась через МФЦ в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество № в отношении 2-комнатной квартиры, общей проектной площадью 65,5 кв.м, на 5 этаже, №, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО1, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 получила решение «Уведомление о приостановлении государственной регистрации», оформленное письмом от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№, в обоснование которого указано, что истцом не предоставлены в установленном порядке документы подтверждающие право собственности на объект недвижимости с условным номером 50-50/011-50/011/008/2020-5949.
ФИО2 полагает, что оспариваемое уведомление является незаконным, т.к. представленный на государственную регистрацию договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ является документом подтверждающим право собственности на объект недвижимости с условным номером 50-50/011-50/011/008/2020-5949; указывает, что действия Управления препятствуют административному истцу в оформлении права собственности на квартиру.
Административный истец ФИО2, представитель по доверенности ФИО4 явились, поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что права административного истца не нарушаются, т.к. в настоящее время переход права собственности зарегистрирован.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия) прав.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействий) административного ответчика необходимо установить совокупность условий – как нарушение положений нормативных актов, так и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается уведомление, признать которое незаконным просит административный истец, принято ДД.ММ.ГГГГ, плановая выдача документов – ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным иском согласно оттиску почтового штемпеля на конверте ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на обращение в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ пропущен.
В силу ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Как пояснила в ходе судебного заседания административный истец, о принятом уведомлении он узнала ДД.ММ.ГГГГ, ранее получить не могла в связи с введенными ограничениями, ходатайствовала о восстановлении срока на обращение в суд.
С учетом данных пояснений, незначительного пропуска срока, суд полагает, что причины пропуска срока являются уважительными, срок на обращение в суд подлежит восстановлению.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу ч. 1 ст. 14 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п.2 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.
Исходя из содержания п. 5 ч. 1 ст 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что по договору участия в долевом строительстве, заключенном ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Лагуна-Грин» (далее – Продавец) и ФИО2 (далее – Покупатель), Продавец взял на себя обязательства построить многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 26 км. автомагистрали «Балтия», восточнее <адрес> и передать после ввода в эксплуатацию Покупателю 2-комнатную квартиру общей площадью 65,5 кв. м в данном доме.
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру, приложив к заявлению копию договора участия в долевом строительстве, акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ государственная регистрация права приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ, при этом в качестве оснований для приостановления регистратор сослался на п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, указав, что заявителем не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав. Дополнительно регистратор указал, что в ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровом номере объекта недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 278 утвержден административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее – Регламент).
Согласно п. 70 Регламента уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.
В оспариваемом уведомлении регистратор ссылается на п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, предусматривающей приостановление осуществления регистрационных действий в случае не предоставление необходимых документов, однако не указывает какие именно документы следует предоставить административному истцу для устранения причин, повлекших приостановление.
Административным истцом представлен договор участия в долевом строительстве, акт приема-передачи, которые являются документами-основаниями для осуществления государственной регистрации права. НА какие-либо недостатки указанных документов регистратор не указал.
Из оспариваемого уведомления не ясно, послужило ли основанием для приостановления то обстоятельство, что в ЕГРН не внесены сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, на которое ссылался регистратор, т.к. соответствующего пункта ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ не приведено.
Между тем, суд полагает необходимым отметить, что согласно выписке из ЕГРН квартира общей проектной площадью 65,5 кв. м, на 5 этаже, №, расположенная по адресу: <адрес>, ФИО1, <адрес> поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ за номером 50:11:0050501:1540. Следовательно, в этой части вывод регистратора также не соответствует фактическим обстоятельствам.
С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемое уведомление вынесено без учета приведенных выше положений Закона № 218-ФЗ и Регламента.
Также для признания незаконным решения, необходимо установить как противоречие оспариваемого решения нормативным актам, так и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Административный ответчик ссылался на то, что права и законные интересы административного истца не нарушены, т.к. право собственности ФИО2 на указанную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае, учитывая пояснения административного истца, которая указала, что оспариваемое уведомление длительное время препятствовало ей осуществлению прав собственника, в частности по распоряжению квартирой, повлекло необходимость прибегнуть к судебной защите, суд полагает доказанным то обстоятельство, что оспариваемое уведомление привело к нарушению прав и законных интересов ФИО2
С учетом установленных обстоятельств оспариваемое уведомление не может быть признано законным, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
Что касается требований о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию договора №ДДУ-4/3/5/1/102/2 участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, то как было указано ранее, данный договор зарегистрирован в ЕГРН в ДД.ММ.ГГГГ, следовательно оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется.
Следовательно, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ходатайство ФИО2 о восстановлении процессуального срока удовлетворить. Восстановить ФИО2 срок на обращение в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с иском о признании уведомления незаконным, возложении обязанности.
Административное исковое заявление REF Дело \* MERGEFORMAT ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании уведомления незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении государственной регистрации права в отношении 2-комнатной квартиры общей проектной площадью 65,5 кв. м, на 5 этаже, №, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО1, <адрес>.
Требования о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию договора №ДДУ-4/3/5/1/102/2 участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Климовский Р.В.