ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 78КОПИ от 22.06.2020 Яйского районного суда (Кемеровская область)

Дело

УИД 42RS0-78 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Яя «22» июня 2020 года

Яйский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Коньковой Т.Ю.,

с участием прокурора ФИО3,

представителя ответчика Администрации Яйского муниципального округа ФИО1, действующей на основании доверенности от ФИО6,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Администрации Яйского муниципального округа о понуждении к совершению действий, суд

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Яйского муниципального округа о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Яйского муниципального округа, ФИО7

Проверка показала, что данный мост на балансе в Администрации Яйского муниципального округа не состоит, в реестре муниципальной собственности отсутствует, в связи с чем, указанный подвесной пешеходный мост является бесхозяйным и расположен на территории Яйского муниципального округа, что влечет за собой обязанность органа местного самоуправления в соответствии со статьей 225 ГК РФ принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект - подвесной пешеходный мост через р. Яя и его содержанию, создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает их права, поскольку состояние подвесного моста является аварийным. Эксплуатация указанного моста не обеспечивает соблюдение требований безопасности людей, не соответствует требованиям СНиП и ГОСТ, по техническим параметрам не может использоваться для передвижения по нему людей, создает повышенную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

По указанным нарушениям прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Яйского городского поселения. Вместе с тем, из представленного ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГФИО8 следует, что выявленные нарушения не устранены, ведется работа по установлению собственника подвесного моста. Как показали результаты настоящей проверки, с момента внесения указанного представления собственник подвесного моста органами местного самоуправления не установлен.

Прокурор просит обязать администрацию Яйского муниципального округа обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - подвесного пешеходного моста через реку ФИО9.

Прокурор ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Яйского муниципального округа, в лице ФИО1 в судебном заседании не согласна с исковыми требованиями, полагает, что иск прокурора о возложении обязанности на администрацию Яйского муниципального округа обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - подвесного пешеходного моста являются не обоснованными, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона -Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа.

При рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденного Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 2018-ст, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел «Введение» ОКОФ).

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Таким образом, подвесной мост представляет собой единый объект и выступает как единый объект вещных прав, его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения, в связи с чем, такое сооружение представляет собой неделимую недвижимую вещь прочно связанную с землей.

В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> при рассмотрении коллективного обращения жителей <адрес>ДД.ММ.ГГГГФИО10

Из объяснения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11.

Таким образом, из представленных материалов дела усматривается, что подвесной (пешеходный) мост на балансе в администрации Яйского муниципального округа не состоит, в реестре муниципальной собственности отсутствует, в связи с чем, указанный подвесной пешеходный мост является бесхозяйным и расположен на территории Яйского муниципального округа.

Поскольку право собственности на мост ни за кем не зарегистрировано, в реестре федерального, областного, муниципального имущества он не числится, указанное имущество является бесхозяйным.

При этом, из акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подвесной пешеходный мост находится в неудовлетворительном состоянии, деревянный настил прогнил, тросы вытянуты, имеется коррозия. Какие-либо ограждения на мосту, запрещающие дорожные знаки, заградительные сооружения, препятствующие свободному доступу входу на мостовой переход по обе его стороны, отсутствуют. Фактически мост используется для прохода людей.

Из содержания п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет подвесного моста через реку Яя, расположенного между ФИО12

Отсутствие права собственности на подвесной (пешеходный) мост не освобождает орган местного самоуправления от обеспечения его безопасности.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Избранный способ и порядок защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

Из материалов дела следует, что настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц и в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> к Администрации Яйского муниципального округа о понуждении к совершению действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Яйского муниципального округа о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Яйского муниципального округа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - подвесного пешеходного моста через реку Яя, расположенного между <адрес>ФИО13.

Обязать администрацию Яйского муниципального округа, в срок ФИО14.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Яйский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись Т.Ю. Конькова

Копия верна: Судья Т.Ю. Конькова