ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-125/2023 от 26.01.2024 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0023-01-2023-001563-05

Дело №7/1-2/2024 (7/1-125/2023;)

РЕШЕНИЕ

26 января 2024 года город Благовещенск

Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего консультанта отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области Шатровой А.Р. на постановление судьи Тындинского районного суда Амурской области от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – и.о главы администрации города Тынды Плюхина Владимира Владимировича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Тындинского районного суда Амурской области от 17 ноября 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – и.о. главы администрации города Тынды Плюхина Владимира Владимировича прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ведущий консультант отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области Шатрова А.Р. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что постановление судьи является незаконным и необоснованным; указанным должностным лицом главному распорядителю бюджетных средств не была предоставлена пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности реализации мероприятий, указанных в п.2 Порядка, что нарушает требования п.5 Порядка №448, которые являются императивными и не предполагают установления исключений из общего правила; при таких обстоятельствах, в действиях и.о. главы администрации города Тынды Плюхина Владимира Владимировича усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, просит постановление судьи Тындинского районного суда Амурской области от 17 ноября 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Тындинский районный суд Амурской области.

В письменных возражениях защитник и.о. главы администрации города Тынды Плюхина В.В. – Ширшова О.А. выражает несогласие с доводами жалобы; полагает, что виновность привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения материалами дела не подтверждена; при вынесении постановления были установлены все фактические обстоятельства дела, которым дана надлежащая оценка, в связи с чем просит постановление судьи Тындинского районного суда Амурской области от 17 ноября 2023 года оставить без изменения.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела и.о. главы администрации города Тынды Плюхин В.В., его защитник Ширшова О.А., а также представитель министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как следует из ст.6 Бюджетного кодекса РФ, межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области на софинансирование мероприятий по организации и проведению мероприятий по благоустройству территорий общеобразовательных организаций (далее Порядок) утвержден постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №448 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Амурской области».

Согласно п.2,3 Порядка субсидии предоставляются министерством образования и науки Амурской области, являющимся главным распорядителем бюджетных средств (далее - главный распорядитель), бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий по приобретению, доставке, монтажу игровых комплексов (игрового оборудования), малых архитектурных форм для благоустройства территории в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, реализующих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Условиями предоставления субсидии являются:

1) наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

2) наличие в решении о бюджете муниципального образования (в проекте решения о бюджете муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;

3) заключение между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 года №95 (далее - Правила).

В силу п.5 Порядка муниципальные образования, претендующие на получение субсидии, представляют главному распорядителю до 15 октября года, предшествующего году предоставления субсидии, следующие документы:

1) заявку на участие в отборе на получение субсидии, подписанную главой (главой администрации) муниципального образования;

2) копию муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

3) выписку из решения о бюджете муниципального образования (выписку из проекта решения о бюджете муниципального образования) или выписку из сводной бюджетной росписи с последующим представлением выписки из решения о бюджете муниципального образования, подтверждающую наличие бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования за счет средств местного бюджета;

4) пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности реализации мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки управления образования администрации города Тынды на тему «Проверка целевого использования субсидии, предоставленной бюджету города Тынды на софинансирование мероприятий по благоустройству территорий дошкольных образовательный организаций» за 2022 год (акт проверки от 12 июля 2023 года) установлено нарушение порядка предоставления субсидии на софинансирование мероприятий по благоустройству территорий дошкольных образовательных организаций в 2022 году. В целях получения субсидии администрацией города Тынды главному распорядителю предоставлены документы: 1) заявка администрации города Тынды на получение субсидии, подписанная и.о. обязанности главы администрации города Тынды от 10 февраля 2022 года <номер>, согласно которой средства субсидии планируется направить на благоустройство территории дошкольной образовательной организации; 2) выписка из муниципальной программы «Развитие образования в городе Тынде на 2015-2014 годы», утвержденной постановлением администрации города Тынды от 23 сентября 2014 года <номер>, в соответствии с которой муниципальной программой предусмотрены мероприятия, указанные в п.2 Порядка №448; 3) выписка из сводной бюджетной росписи расходов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования за счет средств местного бюджета. Муниципальным образованием главному распорядителю не представлена пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности реализации мероприятий, указанных в п.2 Порядка, что не соответствует п.5 Порядка №448. Средства субсидии были предоставлены муниципальному образованию на основании Соглашения от 11 февраля 2022 года <номер> о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Тынды на благоустройство территорий дошкольных образовательных организаций.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения судья Тындинского районного суда исходила из того, что прийти к выводу о том, что должностным лицом - и.о. главы администрации города Тынды Плюхиным В.В., как получателем, нарушен порядок предоставления субсидии, не представляется возможным, поскольку Порядок, предусматривающий срок предоставления главному распорядителю заявки (среди прочих документов) до 15 октября года, предшествующего году предоставления субсидии, в данном случае до 15 октября 2021 года, а также пояснительной записки, был введен 14 января 2022 года, следовательно, должностное лицо не имело возможности подать документы до 15 октября 2021 года. Для формирования Министерством образования и науки перечня получателей средств субсидии Управлением образования администрации города Тынды 15 ноября 2021 года была направлена заявка на благоустройство территории <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей из областного бюджета, именно в таком размере субсидия была предоставлена в рамках заключенного Соглашения от 11 февраля 2022 года. Что касается пояснительной записки, то необходимость обосновывать целесообразность реализации мероприятий по приобретению, доставке, монтажу игровых комплексов (игрового оборудования), малых архитектурных форм для благоустройства территории в дошкольных образовательных организациях отсутствовала из-за ненадлежащего состояния всех территорий дошкольных образовательных организаций, и наличия предписания Роспотребнадзора в отношении <данные изъяты>, что следует из ответов и.о. начальника Управления образования администрации города Тынды Ф.И.О.5 от 10 июля 2023 года <номер>, министра образования и науки Амурской области Ф.И.О.6 от 16 мая 2023 года <номер>.

Оснований не согласиться с выводами судьи Тындинского районного суда не имеется.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, 12 ноября 2021 года заместителем министра образования и науки Амурской области в адрес руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, направлено письмо <номер>, согласно которому в рамках реализации нового мероприятия государственной программы «Развитие образования Амурской области», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №448, планируется предоставлении субсидии на приобретение, доставку, монтаж игровых комплексов (игрового оборудования), малых архитектурных форм для благоустройства территории в дошкольных образовательных учреждениях, с целью формирования перечня получателей средств субсидии предложено в срок до 09 часов 00 минут 15 ноября 2021 года прислать заявку в форме, приложенной к нему (л.д.92).

15 ноября 2021 года начальник Управления образования администрации города Тынды Ф.И.О.7 в адрес министерства направила заявку для формирования перечня получателей субсидии для благоустройства территорий в дошкольных образовательных учреждениях, в прилагаемой заявке указан <данные изъяты> для реализации мероприятий, связанных с установкой в корпусе <номер> - спортивного комплекса, скамеек, столов, мелкого спортивного и игрового оборудования, в корпусе <номер> - веранды, песочницы, спортивного комплекса, скамейки, мелкого спортивного и игрового оборудования на сумму <данные изъяты> (оборотная сторона л.д.93-94).

Как следует из пояснительной записки и.о. начальника Управления образования администрации города Тынды Ф.И.О.5 от 10 июля 2023 года, направленной в адрес министерства финансов Амурской области, данная заявка на включение <данные изъяты> в участие в мероприятии по благоустройству территорий дошкольных образовательных организаций была подана вследствие наличия у учреждения предписания территориального отдела в городе Тынде, Тындинском и Сковородинском районах Управления Роспотребнадзора по Амурской области <номер> от 03 ноября 2021 года.

Из показаний свидетеля Ф.И.О.8, который является начальником отдела правового обеспечения и государственных закупок Министерства образования и науки Амурской области, допрошенного в судебном заседании 17 ноября 2023 года, Порядок предоставления субсидии был введен в январе 2022 года, исходя из его положений муниципальное образование должно было предоставить документы на получение субсидии до 15 октября 2021 года, однако оно не могло предполагать о его введении в 2022 году. Ранее данной программы не было. В материалах дела имеется заявка на получение субсидии в размере <данные изъяты> на благоустройство территории <данные изъяты>, подписанная и.о. главы администрации города Тынды Плюхиным В.В., датированная 10 февраля 2022 года.

Кроме того, из ответа министра образования и науки Амурской области Ф.И.О.6 от 16 мая 2023 года <номер> следует, что пояснительными записками, содержащими обоснование целесообразности реализации мероприятий, считается заявка для формирования перечня получателей субсидии по мероприятию «Благоустройство территорий дошкольных образовательных организаций», так как мероприятие начало свою реализацию только с 2022 года и не было необходимости обосновывать целесообразность реализации мероприятия для муниципальных образований из-за ненадлежащего состояния всех территорий дошкольных образовательных организаций.

Принимая во внимание вышеизложенное, судьей сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях и.о. главы администрации города Тынды Плюхина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения постановления судьи Тындинского районного суда от 17 ноября 2023 года не имеется.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию должностного лица министерства финансов Амурской области с выводами судьи Тындинского районного суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, между тем само по себе несогласие с выводами судьи не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия сведений о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, обжалуемое постановление от 17 ноября 2023 года подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление судьи Тындинского районного суда Амурской области от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – и.о главы администрации города Тынды Плюхина Владимира Владимировича оставить без изменения, а жалобу ведущего консультанта отдела финансового контроля министерства финансов Амурской области Шатровой А.Р. без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12–30.19 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).

Судья Амурского

областного суда Михайленко В.Г.