Судья Алексеева Н.М. дело № 7/1-138/19
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 28 мая 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу привлекаемого к ответственности лица на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Сахаэнерго"
установил:
12.11.2018 начальником отдела *** Северо-Восточного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Сахаэнерго» за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
06.12.2018 постановлением Якутского городского суда АО «Сахаэнерго» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 170 000 руб.
Решением Верховного Суда РС(Я) от 22.01.2019 данное постановление суда отменено, материалы дела направлены в Якутский городской суд на новое рассмотрение.
Постановлением Якутского городского суда от 01.02.2019 АО «Сахаэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 руб.
Не согласившись с постановлением суда, исполнительный директор Общества обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой.
Определением судьи Верховного Суда РС(Я) от 25.02.2019 жалоба привлекаемого лица снята с рассмотрения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих служебное положение лица, подписавшего жалобу. Суд установил, что срок действия приложенной к материалам доверенности истек.
От АО «Сахаэнерго» 29.04.2019 в Якутский городской суд поступила жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности. В обоснование ссылается на нарушение судом правил подведомственности. Считает, данное дело подсудно арбитражному суду. Указывает, что в материалах дела отсутствуют документы о проведении проверки. Также полагает, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной. АО «Сахаэнерго» имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, поэтому ему не требуется дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем транспорте. Просит отменить постановление суда.
Вместе с жалобой привлекаемым лицом подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В возражении на жалобу начальник управления Ространснадзора полагает, что ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению, просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании защитник общества ФИО1 просит жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям..
В судебном заседании представитель Северо-Восточного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
Ходатайство привлекаемого лица о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы, считаю, подлежит удовлетворению. Первоначально жалоба была подана 20.02.2019 – в пределах установленного 10-дневного срока. Возвращая жалобу И. в интересах АО «Сахаэнерго», судья Верховного Суда РС(Я) исходил из отсутствия документов, подтверждающих его полномочие на подачу жалобы. Однако в ходатайстве о восстановлении срока на подачу жалобы И. представил надлежащую доверенность, датированную 29.12.2018 сроком действия до 31.12.2021. Таким образом, как видно из представленной доверенности, на момент подачи жалобы 20.02.2019 И. был уполномочен подписывать жалобу.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) признается административным правонарушением и влечет административную ответственность.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Из материалов дела следует, что 25.10.2018 на новостном канале *** была опубликована статья (информация) о завершении «Сахаэнерго» завоза топлива для северных и арктических районов. Из содержания статьи установлено, что завоз топливно-энергетических ресурсов (нефтепродукты и уголь каменный) осуществлен судами морского и внутреннего водного плавания для нужд АО «Сахаэнерго» для бесперебойной работы ДЭС (дизельные электростанции).
Предоставленными АО «***» и АО «***» документами подтверждено осуществление АО «Сахаэнерго» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах в навигационный период 2018 года. Данное обстоятельство подтверждает: заключенный договор АО «Сахаэнерго» с ФБУ «***» № ... от 10 мая 2018 года на производство тральных работ с приложением № ...; акты согласования на предоставление земельного участка в пределах береговой полосы, выделение участка акватории внутренних водных путей в целях использования как место разгрузки дизельного топлива и каменного угля для ДЭС; акты выполнения тральных работ на местах дислокации ДЭС в поселениях; договор поставки нефтепродуктов; акты сверки взаимных расчетов по договору поставки; договор оказания комплексных услуг по доставке ТЭР № ... от 14.05.2018 между АО «Сахаэнерго» (Клиент) и АО «***» (Исполнитель) об оказании услуги, связанные с погрузкой на судно, речной перевозкой до пункта назначения, выгрузкой с судов груза «каменный уголь» у причальной стенки, согласованной с Клиентом в ...; договор АО «***» на перевозку каменного угля от 18.04.2018 заключенный с ООО «***»; подтверждающие выполнение условий договора оказания комплексных услуг по доставке ТЭР судовые накладные и квитанции от 10.09.2018, и акты о погрузке-выгрузке к указанным накладным.
Административным органом было установлено, что в Реестре лицензиатов как лицензиат на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам АО «Сахаэнерго» не значится. Документов, подтверждающих осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с предпринимательской целью, в ходе проведения проверки не получено, что подтверждает отсутствие факта коммерческой (предпринимательской) деятельности.
12.11.2018 начальником отдела *** Северо-Восточного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Сахаэнерго» за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, судья Якутского городского суда исходил из доказанности факта совершения привлекаемым лицом вменяемого правонарушения.
Однако с такими выводами согласиться нельзя.
Должностным лицом административного органа и судом не учтено, что важным условием для привлечения к административной ответственности по статье 19.20 КоАП РФ является осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
К таким видам деятельности можно отнести, в том числе, медицинскую, образовательную деятельность.
АО «Сахаэнерго» является коммерческой организацией, деятельность которой связана с извлечением прибыли. Основной вид ее деятельности – производство электроэнергии. Осуществление погрузочно-разгрузочных работ нельзя отнести к деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Осуществление в процессе общей хозяйственной деятельности, целью которой является извлечение прибыли, каких-либо вспомогательных действий, которые сами по себе не приносят прибыли, нельзя расценивать как осуществление обществом деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
При указанных обстоятельствах привлечение АО «Сахаэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным.
Ответственность за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. По смыслу КоАП применительно к составу этого административного правонарушения квалификация возможна только в отношении лицензиатов, действующих в сфере коммерческой деятельности. Административная ответственность за лицензионные правонарушения субъектами некоммерческой деятельности установлена ст. 19.20 КоАП.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 настоящего Кодекса, совершенные юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ имеют различные родовые объекты, подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации, совершенных АО «Сахаэнерго» действий, изменяется.
В связи с указанным переквалификация действия общества с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в данном случае невозможна.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи, вынесенное в отношении АО «Сахаэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Сахаэнерго" отменить, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в действиях АО «Сахаэнерго».
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова