ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-155/16 от 13.09.2016 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 7/1-155/16

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

13 сентября 2016 года город Благовещенск

Судья Амурского областного суда Алимский А.Н.,

при секретаре Безруковой И.О.

с участием генерального директора ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» Ф.И.О.2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» - генерального директора Ф.И.О.2

на постановление судьи Благовещенского городского суда от 21 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СВХ Транспортно-логистический центр»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Благовещенского городского суда от 21 июня 2016 года юридическое лицо ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением судьи, представитель юридического лица ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» - генеральный директор Ф.И.О.2 обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит об его отмене, прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе заявитель указывает, что ответственность по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ может наступить за нарушение владельцем СВХ положений Приказа ФТС России от 29 декабря 2012 года № 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах".

При приёмке товара на СВХ ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» руководствовалось вышеуказанным Приказом ФТС и условиями договора складского хранения, заключённого с декларантом. При этом работники ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» производили взвешивание товара, его осмотр и только потом помещали на временное хранение.

Выдача спорного товара происходила в полном соответствии с требованиями Приказа ФТС России от 29 декабря 2012 года № 2688. Товар выдавался как с обязательного разрешения таможенного органа, осуществляющего документальный контроль – в отделе таможенного оформления Благовещенского таможенного поста, так и с фактического – на СВХ, отделом таможенного досмотра Благовещенского таможенного поста.

Порядок маркировки грузов определён ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», в связи с чем, работники СВХ обоснованно не принимали во внимание красные цифровые обозначения, нанесённые на деревянные ящики. На каждом ящике под плёнкой имелась бумажная маркировка с перечнем упакованных товаров.

По мнению генерального директора ООО «СВХ Транспортно-логистический центр», собранные по делу доказательства являются недостаточными для установления вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ; в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку юридическое лицо, в лице его сотрудников, при выдаче товара руководствовалось не только положениями таможенного законодательства, но и официальным разрешением в устной форме должностного лица таможенного органа, осуществляющего служебную деятельность на СВХ, который перед разгрузкой, перемещением и выдачей товара проверял документы, осматривал его.

В судебном заседании Ф.И.О.2, жалобу полностью поддержал, просил постановление по делу отменить, производство прекратить за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

Представитель Благовещенской таможни Шевченко А.А., с доводами жалобы не согласился, постановление судьи считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в полном объёме, а также доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснение участника производства по делу, прихожу к следующим выводам.

Срок на подачу жалобы заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

В соответствии с п. 1 ст. 167 ТК ТС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 3 ст. 167 ТК ТС).

В силу ст. 168 ТК ТС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля. Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 23 ТК ТС владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определённым статьёй 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признаётся владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза (п. 2 ст. 23 ТК ТС).

В соответствии со ст. 26 ТК ТС владелец склада временного хранения обязан, в том числе, соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров; обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; вести учёт хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчётность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьёй 172 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

В силу п. 4 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путём внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.

Частью 2 ст. 218 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что в случаях, если в одной товарной партии содержится несколько товаров, таможенный орган осуществляет выпуск товаров, в отношении которых соблюдены условия выпуска. Декларант вправе не осуществлять вывоз выпущенных товаров со склада временного хранения до принятия решения о выпуске оставшихся товаров, содержащихся в товарной партии.

Приказом ФТС России от 29 декабря 2012 № 2688 (зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2013 года № 28894) утверждён Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее – Порядок).

Согласно п. 5 Порядка помещение товаров на временное хранение и временное хранение товаров осуществляются в соответствии с настоящим Порядком и с учётом требований гражданского законодательства Российской Федерации.

Отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на временное хранение, строятся на договорной основе (п. 7 Порядка).

В силу п. 30 Порядка владелец СВХ обязан вести учёт хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчётность об их хранении.

Согласно п. 24 Порядка выдача товаров с СВХ осуществляется, в том числе, в случае помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом. В таком случае выдача и вывоз товаров с СВХ осуществляется на основании таможенной декларации (п. 25 Порядка).

Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что, если в процессе принятия товаров на хранение либо в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ устанавливаются факты несоответствия их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объёма (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) либо уполномоченное лицо путём представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.

В п. 3.2 договора № 38 складского хранения от 16 июля 2015 года, заключённого между ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» и ООО «...», предусмотрено, что приёмка товара на хранение осуществляется после осмотра товара. Если визуально упаковка товара не нарушена, товар указывается в том объёме и количестве, который указан в товаросопроводительных документах. Товар в этом случае не пересчитывается и не перевешивается. Если в процессе принятия товара на хранение установлены факты повреждения упаковки или факты порчи товара, а также несоответствие наименования и количества товара, количество грузовых мест, характера и способа упаковки, маркировки, веса брутто (в килограммах) сведениям, указанным в транспортных или коммерческих документах, ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» составляет документ, в котором фиксируются все нарушения, повреждения и т.п.

В силу ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 14 января 2016 года ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» выдало ООО «...» без разрешения таможенного органа товары, находящиеся под таможенным контролем в помещении крытого склада , расположенного на территории СВХ (<адрес>) и заявленные в ДТ под №, общим весом брутто <данные изъяты> кг, общей стоимостью <данные изъяты> долларов США, чем нарушило требования ст. 167 ТК ТС, п. 3 ст. 26 ТК ТС, п.п. 24 и 25 Порядка, утверждённого Приказом ФТС России от 29 декабря 2012 года № 2688.

В связи с указанными обстоятельствами ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

Из материалов административного дела усматривается, что «СВХ Транспортно-логистический центр» является владельцем склада временного хранения по <адрес>, и включено в Реестр владельцев складов временного хранения на основании Свидетельства от 28 августа 2012 года (т. 2 л.д. 153).

Факт совершения ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, и его вина в содеянном подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: ДТ (т. 1 л.д. 90-103); ДТ (т. 1 л.д. 62-71); отчётом (форма ДО-1) «О принятии товаров на хранение» от 18 декабря 2015 года (т. 1 л.д. 19-28); отчётом (форма ДО-2) «О выдаче товаров с СВХ» от 14 января 2016 года (т. 1 л.д. 72-73); актом таможенного досмотра от 15 января 2016 года (т. 1 л.д. 106-132); актом таможенного осмотра помещений и территорий от 19 января 2016 года (т. 1 л.д. 136-155); протоколом опроса генерального директора ООО «...» Ф.И.О.4 от 19 февраля 2016 года (т. 2 л.д. 13-19); протоколом опроса менеджера ООО «...» Ф.И.О.5 от 19 февраля 2016 года (т. 2 л.д. 7-12); протоколом опроса приёмосдатчика СВХ ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» Ф.И.О.6 от 24 марта 2016 года (т. 2 л.д. 24-26); протоколом опроса приёмосдатчика СВХ ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» Ф.И.О.7 от 24 марта 2016 года (т. 2 л.д. 20-23) и другими доказательствами, собранными по делу.

Уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Благовещенской таможни был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Нарушений требований закона при его составлении не допущено, протокол составлен уполномоченным должностным лицом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Все доказательства по делу были исследованы судьёй при рассмотрении дела с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Имеющиеся в деле доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены судьёй по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в материалах дела не имеется. Принцип презумпции невиновности не был нарушен. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности юридического лица ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, не установлено.

Доводам жалобы о том, что приёмка и выдача товара с СВХ осуществлялась в присутствии сотрудника таможни, была дана судьёй городского суда надлежащая правовая оценка. Указанное обстоятельство не имеет юридического значения и не исключает противоправный характер деяния Общества, поскольку ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» является владельцем СВХ, обязанность по обеспечению сохранности товаров, находящихся на таможенном контроле, в соответствии с ТК ТС возложена на указанное Общество.

Доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждён факт выдачи товара, находящегося под таможенным контролем с СВХ, без разрешения таможенного органа.

Таким образом, ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, оно допустило нарушение ст. 167 ТК ТС, п. 3 ст. 26 ТК ТС, п.п. 24 и 25 Порядка, утверждённого Приказом ФТС России от 29 декабря 2012 года № 2688, в связи с чем, обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недоказанности вины ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» основаны на ином толковании закона и сводятся к переоценке исследованных и оценённых судом доказательств (получивших надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении), правовых оснований для которой не имеется.

Иные доводы жалобы также не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного постановления и не влекут его отмену.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

Постановление о назначении ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в пределах санкции ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, с учётом требований ст. 4.1 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность ООО «СВХ Транспортно-логистический центр», судья Благовещенского городского суда обоснованно признал повторное совершение однородных административных правонарушений, за которое Общество подвергалось наказанию, по которым не истёк срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (т. 2 л.д. 183).

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по делу допущено не было.

В жалобе не приводятся ссылки на новые обстоятельства, которые не были бы предметом обсуждения судьи городского суда при рассмотрении настоящего дела, все доводы заявителя исследовались в судебном заседании и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены постановления судьи Благовещенского городского суда от 21 июня 2016 года не усматриваю, в связи с чем, жалоба представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» - генерального директора Ф.И.О.2 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Благовещенского городского суда от 21 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СВХ Транспортно-логистический центр» оставить без изменения, а жалобу его представителя – генерального директора Ф.И.О.2 - без удовлетворения.

Судья Амурского

областного суда А.Н. Алимский