ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-169/2022 от 19.05.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Мазуков А.С. дело № 7/1-169/2022

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 19 мая 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Смирникова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Артюхиной Н.А. на постановление судьи Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее –ГУП «ЖКХ РС(Я)»),

установил:

Ленским управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ГУП «ЖКХ РС(Я)» за нарушение обязательных требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Постановлением судьи Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года ГУП «ЖКХ РС(Я)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Не согласившись с данным постановлением защитник предприятия Артюхина Н.А. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит применить пункт 3.2 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица изменить постановление суда в части назначенного наказания, установив размер штрафа в размере менее минимального штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В суде защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу Капустин С.С. поддержал доводы жалобы, просит изменить постановление суда в части назначенного наказания, установив размер штрафа в размере менее минимального штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Капустина С.С. прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Ленского управления Ростехнадзора от 27 января 2022 года № ... в период с 8 февраля 2022 по 18 февраля 2022 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы п. Тикси», регистрационный № ..., III класса опасности, расположенного по адресу: 678420, Республика Саха (Якутия), Булунский район, п. Тикси, принадлежащего ГУП "Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)».

В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований статей 9, 10,14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 (далее - ФНП N 529), пунктов 7, 9, 11 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437 (далее – Положение от 15.09.2020 N 1437), пункта 5, 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168, а именно:

1. Не обеспечена подготовка и аттестация в области промышленной безопасности в установленном порядке следующих работников по следующим областям аттестации (шифр): К., первый заместитель генерального директора по производству – главный инженер ГУП "ЖКХ РС(Я)" - Б.1.11; В. - главный инженер участка нефтебаза п. Тикси филиала ГУП "ЖКХ РС(Я)" - А. 1, Б. 1.7, Б. 1.11;

2. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (далее – план мероприятий) не пересмотрен и не согласован руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, а также общие разделы плана мероприятий не содержат сведений, предусмотренных п. 1.1 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 N 1437;

3. Не разработано вновь или не изменено положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности с учётом изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля, а именно с учётом вступления в силу с 01 января 2021 года Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 N2168;

4. Положением о производственном контроле за соблюдением промышленной безопасности на ОПО ГУП «ЖКХ РС(Я)», введенным в действие приказом генерального директора ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 16 сентября 2020 № ..., организация производственного контроля в ГУП «ЖКХ РС(Я)» возложена на первого заместителя генерального директора по производству – главного инженера ГУП «ЖКХ РС(Я)», а не на руководителя ГУП «ЖКХ РС(Я)»;

5. Резервуары вертикальные стальные не оборудованы техническими системами и средствами, предотвращающими образование взрывоопасных смесей и возможность взрыва внутри резервуара (газоуравнительные системы, системы улавливания и рекуперации паров, системы подачи инертных сред - создание азотной «подушки», применение газовой подушки, применение общей газоуравнительной линии со сбросом газовой среды через гидрозатвор на свечу рассеивания в атмосферу);

6. Не дублируются запорные устройства, установленные непосредственно у резервуара, с установкой запорных устройств на технологических трубопроводах вне обвалования;

7. Не утвержден перечень установок срабатывания блокировок и сигнализации для осуществления технологических операций;

8. На площадке ОПО не предусмотрены технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти и нефтепродуктов;

9. Допускается эксплуатация на ОПО резервуаров с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а именно:

- резервуары вертикальные стальные РВС – 3000 тех. №№ ... – 17 ед.;

- резервуары вертикальные стальные РВС – 1000 тех. №№ ... – 4 ед.;

- резервуар вертикальный стальной РВС – 100 тех. № ... – 1 ед.;

- резервуары вертикальные стальные РГС – 25, без номеров – 2 ед.;

10. На ОПО без обоснования применяется насосы, а именно:

- насос НШ – 40 (нефть), зав. № ..., 2019 г.в.;

- насос СВН – 80а (дизельное топливо), зав. № ..., 2012 г.в.;

- насос СВН – 80а (бензин), зав. № ..., 2018 г.в.;

- насос КМ100 – 80 – 170 – Е (керосин), зав. № ..., 2008 г.в.;

- насос СВН – 80АМ (керосин), зав. № ..., 2015 г.в.

11. Допускается ведение технологических операций и эксплуатация оборудования с отсутствующими приборами системы автоматизации;

12. Отсутствует освещение по периметру площадки ОПО;

13. На эстакаде слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов, о чем составлен акт выездной проверки от 18 февраля 2022 года.

Предписанием Ленского управления Ростехнадзора от 18 февраля 2022 года на ГУП "Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» возложено в срок до 11 августа 2022 года устранить вышеуказанные нарушения (л.д. 15-19).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГУП «ЖКХ РС(Я)» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судьи о виновности ГУП «ЖКХ РС(Я)» в совершении правонарушения соответствует материалам дела и представленным доказательствам.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и судебного решения в части назначенного обществу наказания.

В постановлении суда первой инстанции указывается на отсутствие отягчающих обстоятельств по данному делу.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Санкция части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от 200 000 до 300 000 рублей.

Учитывая, отсутствие отягчающих обстоятельств, характер совершенного правонарушения, отсутствие каких-либо последствий, учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого лица прихожу к выводу о возможности применения положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения наказания административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.6- 30.9 КоАП РФ,

решил:

Жалобу защитника Артюхиной Н.А. удовлетворить.

Постановление судьи Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» изменить: снизить размер назначенного государственному унитарному предприятию «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО1 Смирникова