ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-189/2022 от 09.06.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Смирникова В.Г. дело № 7/1-189/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск 09 июня 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя руководителя – главного инженера МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» ФИО1, _______ года рождения, уроженца .........., проживающего по адресу: ..........,

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2022 г. заместитель руководителя – главный инженер МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» Городского округа «Город Якутск» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) жалобе на постановление судьи заявитель просит отменить его, производство по делу прекратить ввиду недоказанности. Указывая на отсутствие описания события административного правонарушения в протоколе, отсутствия статуса – должностного лица у лица, привлекаемого к административной ответственности, перечень адресов, по которым подлежали ремонту опоры электропередач был отобран Окружной администрацией, а не органом, от имени которого уполномоченное лицо – лицо, привлекаемое к ответственности, подписывало документы, не была учтена презумпция невиновности при наличии двух взаимоисключающих нормативных актов.

Лицом, в отношении которого ведется производство по делу, наряду с жалобой было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу рассматриваемой жалобой, указывая на то, что постановление поступило почтой в МКУ «СЭГХ» - 20.04.2022, а поскольку последний день подачи был выходным – праздничным, первым днем считается 04.05.2022.

Изучив доводы указанного ходатайства и представленные в качестве их подтверждения документы, в том числе приобщенные к указанному ходатайству в ходе судебного заседания по поводу восстановления пропущенного процессуального срока, судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в заявленном ходатайстве, и вынес соответствующее определение о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящей жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав доводы защитника ФИО1 – Сидорова В.В., поддержавшего принесенную жалобу, а также приобщенное к материалам дела в ходе судебного разбирательства дополнение к ней и копии следующих документов: постановление ОА г. Якутска № 117п от 18.06.2013, распоряжение ОА г. Якутска № 1174р от 28.07.2014, протокол Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА г. Якутска № 32-21 от 02.11.2021, приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА г. Якутска № 106п от 10.11.2021, подтверждающие изложенные в нем доводы, представителей административного органа – контрольно-счетной палаты города Якутска Д. и Р., не возразивших в приобщении документов, однако по существу дела настаивавших на законности оспариваемого постановления, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с диспозицией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как усматривается из материалов дела, по итогам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств, направленных в МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» на содержание и ремонт бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «город Якутск» за 2020 - 2021 годы» выявлен факт нарушения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ст. 78, пп. 10 ч. 1, пп.3.1 ч.2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п. 6.3 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых и муниципальных программ ГО «город Якутск», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.01.2016 № 11п (Порядок № 11п), приказа Департамента финансов Окружной администрации г. Якутска от 22.12.2020 № 198 (б) «Об утверждении Перечня кодов целевых статей расходов бюджета ГО «город Якутск» и дополнительных кодов бюджетной классификации, применяемого при составлении и исполнении бюджета ГО «город Якутск» на 2021 - 2023 годы (приказ ДФ г. Якутска № 198(6)), п.п. 1.1, 4.1.6 Соглашения от 14.12.2021 № 61-21 о предоставлении из бюджета ГО «город Якутск» субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по ремонту бесхозяйных опор электроснабжения по адресам: г. Якутск, <...> дд. №№12,16,18,21, выраженный в направлении средств субсидий, предоставленных на капитальный ремонт бесхозяйных объектов ЖКХ, на ремонт объекта, фактически являющегося муниципальной собственностью и не являющегося бесхозяйным.

Согласно информации Департамента финансов Окружной администрации г. Якутска в 2021 году МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» по коду бюджетной классификации 697-0502-2090010020-812-244 «Обеспечение работоспособности объектов ЖКХ» муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры ГО «город Якутск» на 2014 - 2032 годы» ДопЭК 20146 «Капитальный ремонт бесхозяйных сетей жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрен объем средств в сумме 702 129,0 рублей.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Положением № 117п, на основании Соглашения от 14.12.2021 № 61-21 МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» (далее - МКУ «СЭГХ») предоставило МУП «Горсвет» субсидию из бюджета ГО «город Якутск» на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по ремонту бесхозяйных опор электроснабжения по адресам: г. Якутск, <...> дд. №№12,16,18,21, на сумму 702 128,99 рублей по коду бюджетной классификации 697-0502-2090010020-811-244. Оплата произведена платежным поручением от № 175567 на сумму 702 129,0 рублей.

Соглашение от 14.12.2021 № 61-21 подписано должностным лицом - заместителем руководителя - главным инженером МКУ «СЭГХ» ФИО1 на основании приказа от 12.05.2021 № 02-6-1/16-79 и доверенности от 13.05.2021 со сроком действия до 31.12.2021. Объект капитального ремонта – сети электроснабжения по адресам: г. Якутск, <...> дд. №№12,16,18,21, в соответствии с распоряжением Окружной администрации от 05.07.2019 № 1139р «О принятии в муниципальную собственность ГО «город Якутск» объектов недвижимого имущества» является муниципальной собственностью.

Главным распорядителем бюджетных средств - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска средства субсидии предоставлены МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», как получателю бюджетных средств, имеющему право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени городского округа «город Якутск» за счет средств бюджета городского округа «город Якутск» в соответствии с полномочиями, определенными ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.4 Положения о предоставлении из бюджета городского округа «город Якутск» субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по строительству объектов коммунальной инфраструктуры на территории городского округа «город Якутск», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 18.06.2013 № 117п.

ФИО1, являясь на момент подписания заместителем руководителя - главным инженером МКУ «СЭГХ» на основании приказа от № ..., доверенности от 13.05.2021 с правом заключения, изменения, расторжения договоров, соглашений от имени учреждения, исполнять данные договоры, соглашения, принимать их исполнение, должностное лицо не предприняло зависящих от него мер по соблюдению ст. 38, пп. 10 4.1, п. 1 ст. 78, пп.3.1 ч.2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п. 6.3 Порядка № 11п, приказа ДФ ОА г. Якутска № 198 (б), п. п. 1.1, 4.1.6 Соглашения о предоставлении из бюджета ГО «город Якутск» субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по ремонту бесхозяйных опор электроснабжения по адресам: г. Якутск, <...> дд. №№12,16,18,21, заключенного между МКУ «СЭГХ» и МУП «Горсвет», не обеспечило целевое использование средств субсидии, предоставленной из бюджета ГО «город Якутск».

То есть, получателем субсидии в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации г. Якутска от 10.11.2021 № 106п на основании протокола рассмотрения заявок и подведения итогов отбора получателей субсидии из бюджета ГО «город Якутск» определено МУП «Горсвет».

Доводы, указанные в жалобе судья считает несостоятельными, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 18 февраля 2022 г. № 3, составленном инспектором Контрольно-счетной палаты г. Якутска Д., четко указан характер административного правонарушения и соответствующие действия должностного лица ФИО1, в которых усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно – нецелевое использование бюджетных средств. Также материалами дела подтверждается, что на момент совершения правонарушения, ФИО1 являлся должностным лицом и обладал организационно-распорядительными функциями учреждения, от имени которого заключались соглашения. При этом, наличие какого-либо распорядительного документа не освобождает МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» от ответственности при принятии решений в части определения перечня объектов при подготовке и подписании соглашения о предоставлении субсидии, так как в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Что касается доводов в жалобе о том, что не была учтена презумпция невиновности, то согласно пункту 3.12 Положения о предоставлении из бюджета городского округа «город Якутск» субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по строительству объектов коммунальной инфраструктуры на территории городского округа «город Якутск», утвержденное постановлением Окружной администрации города Якутска от 18.06.2013 № 117п, субсидии предоставляются на основании Соглашения о предоставлении субсидий (дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости)), заключаемого между главным распорядителем (получателем бюджетных средств) и получателем субсидии, при этом, все детальные условия предоставления субсидии, в том числе и статус имущества, подлежащий ремонту, прописываются в заключаемом соглашении.

Таким образом, за счет средств субсидии, предусмотренных на капитальный ремонт бесхозяйных объектов ЖКХ, произведено возмещение затрат МУП «Горсвет» по ремонту муниципального имущества.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сделан обоснованный вывод о доказанности вины заместителя руководителя – главного инженера МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» ФИО1 в его совершении.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Судья суда первой инстанции правомерно, руководствуясь положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указал о совершении привлекаемым лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1, имея возможность проверить все объекты, подлежащие ремонту, оспорить приказ, внести изменения в условия соглашения, либо совершить иные действия во избежание несоблюдения адресности использования бюджетных средств, не обеспечив надлежащего контроля, имея соответствующие полномочия, распорядился бюджетными средствами, что указывает о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей и, соответственно, наличии вины в совершении вменяемого правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление судьи, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя руководителя – главного инженера МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» ФИО1, _______ года рождения, уроженца .........., оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в Девятый кассационный суд, расположенный по адресу: 690090, <...>.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) п/п А.В. Никодимов

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики ФИО2 Никодимов