ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-1/2022 от 20.01.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Макаров М.В. дело № 7/1-1/2022

(№ 7/1-350/2021)

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 20 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2021 года вынесенное в отношении ФИО1, _______ года рождения, уроженца .........., ********, проживающего по адресу: .........., женатого, ранее не судимого и не привлекавшегося к административной ответственности, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) ФИО1 просит об отмене судебного акта, вынесенного в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.

Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 15 октября 2021 года в 11 часов 00 минут перед зданием следственного управления Следственного комитета по Республике Саха (Якутия) по адресу: <...> ФИО1 организовал и провел публичное мероприятие – одиночный пикет без подачи уведомления в органы исполнительной власти местного самоуправления.

При этом 14.10.2021 в период времени с 11 час.00 мин. до 12 час. 00 мин. (по московскому времени) в городах Казань, Оренбург, Уфа, Пермь также прошли аналогичные пикеты напротив зданий расположения следственных органом Следственного комитета Российской Федерации по указанным субъектам (регионам).

Указанные мероприятия являются публичными, хотя и подпадают под признаки одиночного, однако с очевидностью свидетельствуют о том, что они объединены единством целей и общей организацией в защиту обвиняемого М. проведены в один и тот же день (за исключением г. Якутска) их участники выдвигали общие требования и призывы, направленные на дискредитацию правоохранительных органов по уголовному преследованию М., освобождению последнего от уголовного преследования. Участникам пикетов в г. Оренбург К., и в г. Якутске ФИО1 объявлялись официальные предостережения о недопустимости нарушения ст. 20.2 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, письменными объяснениями ФИО1, фотоматериалом, и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Из доводов поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) не следует, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе суждения привлекаемого к административной ответственности лица о невиновности в проведении публичного мероприятия, заявлялись при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, и своего подтверждения не нашли.

Несогласие заявителя с этими выводами судьи городского суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.

Довод заявителя о том, что его участие не подпадает под публичное мероприятие, требующее согласования, отклоняется, поскольку в силу части 1.1. статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ судам с учетом конкретных обстоятельств дела дано право признавать участие нескольких лиц в актах пикетирования поочередно одним публичным мероприятием, при этом расстояние между местами его проведения и проведение их не в один, а на следующий день, как в данном случае не свидетельствует об отсутствии единства замысла и (или) общей организации проводимых мероприятий.

Утверждения заявителя о неполучении предостережения опровергается материалами дела, из которого следует что с соответствующим предостережением ФИО2 ознакомлен 13.10.2021. (л.д.19).

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

При этом срок составления протокола не является пресекательным и ограничен сроками давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем его составление не в день совершения правонарушения, а 11.11.2021 не является процессуальным нарушением.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2021 года вынесенное в отношении ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО3 Никодимов