ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-240/19 от 08.08.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Эверстова О.В. Дело № 7/1-240/2019

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 8 августа 2019 года

Судья Верховного суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С. рассмотрев жалобу должностного лица Яковлева Сергея Юрьевича на постановление судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Яковлева С.Ю.,

установил:

_______ составлен протокол об административном правонарушении № ... в отношении директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Яковлева С.Ю. Яковлев С.Ю., согласно протоколу об административном правонарушении, издал приказ от _______ о техническом обслуживании первичных средств пожаротушения (огнетушителей). На основании этого приказа работник филиала «Аэропорт Зырянка» Ч. заполнил раздел 8 в 5 –ти паспортах на огнетушители- техническое освидетельствование.

Постановлением Верхнеколымского районного суда от 25.06.2019 должностное лицо Яковлев С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с постановлением суда, Яковлев С.Ю. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит изменить постановление суда. В обоснование указывает, что сотрудниками ФКП «Аэропорты Севера» производился лишь внешний осмотр, при этом вмешательства во внутреннее устройство огнетушителей, замена деталей или перезарядка огнетушителей не производилось. Таким образом, Яковлев С.Ю оспаривает выводы надзирающего органа и суда о том, что внешний осмотр огнетушителей, который производится в целях соблюдения правил пожарной безопасности собственником имущества относится к лицензируемой деятельности. На этом основании просит применить наказание в виде предупреждения.

На судебное заседание участвующие в деле лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения начальника отделения надзорной деятельности по Верхнеколымскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РС(Я) Р. от _______ 17 проведена внеплановая проверка филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» с целью контроля за исполнением предписания № ... от _______.

В ходе проверки установлено, что приказом директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Яковлева С.Ю. № ... от _______ установлено проведение ежеквартальных проверок огнетушителей; при проведении внешнего осмотра контролировать отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя, состояние защитных и лакокрасочных покрытий, наличие четкой и понятной инструкции, состояние предохранительного устройства, исправность манометра или индикатора давления, наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне, масса огнетушителя, также масса ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем), состояние гибкого шланга и распылителя ОТВ, состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке, на стене или в пожарном шкафу. О проведенном техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе огнетушителя и производится запись в специальном журнале.

_______ в период времени с 09 час. 00 мин. до 13 час 00 мин. ответственное лицо начальник ПСК Ч. во исполнение приказа директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Яковлева С.Ю. № ... от _______ произвел внешний осмотр огнетушителей, о чем произвел запись в соответствующих журналах.

Должностные лица надзирающего органа и суд пришли к выводу, что Ч. провел техническое обслуживание первичных средств пожаротушения без специальной лицензии, в связи с чем пришли к выводу о наличии в действиях Яковлева С.Ю., издавшего приказ о проведении внешнего осмотра огнетушителей, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

С такими выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225, предусмотрено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).

Согласно данному Приложению, к лицензируемым видам деятельности отнесены монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Согласно п. 4.3.3. Свода Правил по огнетушителям ( СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации») техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что предприятия и организации не только могут, но и обязаны проводить проверку огнетушителей. При этом издается приказ о назначении лица, который такие проверки проводит. Проверки огнетушителей проводятся в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с использованием необходимых инструментов и материалов. Приказом по организации назначается лицо, которое будет проводить такие проверки. Такой работник должен пройти проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, а также уметь самостоятельно обслуживать огнетушители (п. 4.3.3 Свода правил по огнетушителям). Необходимым условием для проведения проверки огнетушителей является наличие у работника, на которого возложена обязанность по проверке огнетушителей, знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей.

Проверка огнетушителей путем их внешнего осмотра проводиться организациями и предприятиями, при этом для внешнего осмотра огнетушителей не требуется наличие лицензии.

Из приказа директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Яковлева С.Ю. № ... от _______ с достоверностью следует, что необходимо ежеквартально производить внешний осмотр огнетушителей. Приказ издан во исполнение обязанностей по соблюдению правил пожарной безопасности.

Действия директора филиала по изданию данного приказа отвечают требованиям приведенного пункта 4.3.3 Свода Правил по огнетушителям.

Данный приказ не содержит указаний на проведение лицензируемых видов работ, таких как монтаж, ремонт, перезарядка огнетушителей. Из приказа следует, что необходимо ежеквартально производить только внешний осмотр огнетушителей и определить состояние огнетушителей.

Пунктом 4.3.5 Свода Правил по огнетушителям предусмотрено, что перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется:- отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя;- состояние защитных и лакокрасочных покрытий;- наличие четкой и понятной инструкции;- состояние предохранительного устройства;- исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне;- масса огнетушителя, а также масса ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем);- состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя);- состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя).Результат проверки заносят в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей.

Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей по 4.3.5. (п.4.3.6.СП)

При невыполнении указанных требования Свода Правил по огнетушителям Яковлев С.Ю. мог быть привлечен к ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в действиях Яковлева С.Ю.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Верхнеколымского районного суда РС(Я) от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Яковлева С.Ю. отменить, производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в действия Яковлева С.Ю.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) З.С. Дьяконова