Судья Кочкина А.А. Дело №7/1-269/2019
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 03 сентября 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу защитника ООО «Якутскэкосети» на определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2019 года о возврате протокола об административном правонарушении и материалов дела о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
30.04.2019 специалистом-экспертом отдела *** Управления Роспотребнадзора по РС(Я) Т... в отношении ООО «Якутскэкосети» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
Определением суда от 02.08.2019 протокол административном правонарушении возвращен должностному лицу, составившему протокол.
Не согласившись с вышеуказанным определением, защитник ООО «Якутскэкосети» обратился с жалобой в Верховный Суд РС(Я), в которой просит определение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что суд, в нарушение норм КоАП РФ, возвратил протокол со стадии рассмотрения дела, а не со стадии подготовки к рассмотрению. Кроме того, протокол составлен с грубыми нарушениями, которые не могут быть устранены как недостатки протокола, вина в совершении правонарушения у ООО «Якутскэкосети» не доказана.
Управление Роспотребнадзора по РС(Я) надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представитель Управления не явился.
В судебном заседании защитник ООО «Якутскэкосети» просит жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2019 г. специалистом Управления Роспотребнадзора по РС(Я) составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО Якутскэкосети по факту несвоевременного вывоза твердых бытовых отходов, выявленных в ходе обследования дворовых территорий. В протоколе зафиксированы более 100 адресов территорий, в связи с несвоевременным вывозом мусора с которых возбуждено дело об административном правонарушении, при этом отсутствуют дата, время совершения и событие административного правонарушения по каждому из выявленных фактов.
В связи с этим, судья Якутского городского суда, указав, что из представленных материалов не ясно, по каким именно фактам нарушений законодательства об обращении с ТБО привлекается к ответственности юридическое лицо, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела направил должностному лицу, составившему протокол.
Из жалобы защитника общества и из его пояснений в судебном заседании следует, что дело в отношении общества рассматривалось по существу, заслушивались объяснения представителя Управления и защитника общества. Рассмотрев дело по существу, судья городского суда вынес определение о возращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков протокола.
В подтверждение того, что дело было назначено к рассмотрению по существу, защитник представил суду извещение, полученное обществом, в котором указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом, возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, возвращение протокола об административном правонарушении после рассмотрения дела по существу нельзя признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении по данному имеет существенные недостатки являются правильными.
В отношении ООО «Якутскэкосети» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (в редакции, действовавшей на момент составления протокола об административном правонарушении).
В соответствии с ч.2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 30 апреля 2019 года административный орган, описывая событие правонарушения, сослался на наличие актов осмотра прилегающих территорий многоквартирных жилых домов, представленных административной комиссией и Управлением ... округа ГО «город Якутск» с указанием адресов более 100 многоквартирных домов. Из протокола об административном правонарушении следует, что обществу вменяется несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов с придомовых территорий более чем 100 многоквартирных домов..
При этом административный орган в протоколе об административном правонарушении указал, что доказательством несвоевременного вывоза твердых бытовых отходов является информация, представленная Управляющими компаниями, с которыми региональным оператором ООО «Якутскэкосети» заключены договоры о вывозе региональным оператором твердых бытовых отходов. В протоколе указано, что региональный оператор не соблюдает, по сведениям Управляющих компаний, графики вывоза твердых бытовых отходов.
Указанное свидетельствует о привлечении к административной ответственности регионального оператора за неисполнение договорных обязательств, что нельзя признать правильным.
В протоколе об административном правонарушении также указано на наличие актов осмотров, представленных административной комиссией и Управлением ... округа ГО «город Якутск». При этом в протоколе отсутствует информация, кем составлены эти акты, кем проведены осмотры, какие конкретные объекты были предметом проверок, на каком основании были проведены осмотры, не проверены полномочия лиц, осуществлявших осмотры территорий.
Обществу вменяется несвоевременный вывоз ТБО. При этом в протоколе нет указания, в какие сроки общество должно было, но не вывезло ТБО. Между тем, защитник регионального оператора Якутскэкосети, ссылаясь на п.17 приложения №1 к Постановлению Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждает, что своевременным вывозом ТБО считается вывоз в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 С) не реже 1 раза в сутки. В период с 1 марта по 31 марта 2019 года среднесуточная температура в г. Якутске составляла от – 25 С до -17С, соответственно.
Административный орган не установил, с какой периодичностью осуществлял вывоз ТБО ООО «Якутскэкосети» со дворовых территорий многоквартирных домов, перечисленных в протоколе. Протокол об административном правонарушении не содержит каких-либо данных о периодичности вывоза ТБО обществом, не содержит ссылок на доказательства, которые бы подтверждали, что региональный оператор вывозил ТБО реже, чем один раз в трое суток.
Представитель общества также утверждает, что нормы СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а также Правила благоустройства городского округа «город Якутск» от 16 июня 2-0111 г. № 2-НПА, на которые административный орган сослался в протоколе об административном правонарушении, как на нормативное обоснование привлечения общества к ответственности, не распространяются на деятельность регионального оператора.
Указанные доводы представителем общества приводились в ходатайстве от 29 мая 2019 года, адресованном Руководителю Управления Роспотребнадзора по РС(Я), на рассмотрении которого находилось данное дело. В определении об отложении рассмотрения дела от 30 мая 2019 года Руководитель Управления Роспотребнадзора по РС(Я) указал, что рассмотрение дела следует отложить в связи с поступлением ходатайства ООО «Якутскэкосети» от 29 мая 2019 года и необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства по делу. 13 июня 2019 года Руководитель Управления Роспотребнадзора по РС(Я) возвратил протокол должностному лицу, его составившему для исправления недостатков протокола.
Недостатки протокола об административном правонарушении подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Данных о том, что после того, как Руководитель Управления Роспотребнадзора по РС(Я) возвратил протокол об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, был составлен новый протокол или были внесены исправления и дополнения в прежний, материалы дела не содержат. Также как нет данных о том, что при составлении нового протокола или внесении дополнений в прежний протокол, принимал участие представитель привлекаемого к ответственности юридического лица и о том, что о времени и месте составления нового протокола юридическое лицо извещалось.
Указанное свидетельствует, что представителю юридического лица не была предоставлена возможность давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств. Его доводы, изложенные в ходатайстве о прекращении производства по делу от 29 мая 2019 года остались без рассмотрения. В нарушение требований ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ объяснения и замечания по содержанию протокола, которые были изложены в ходатайстве о прекращении производства по делу от 29 мая 2019 года, не приложены к протоколу.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2019 года о возврате протокола об административном правонарушении и материалов дела о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда РС (Я) З.С. Дьяконова