ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-294/20 от 29.10.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Новикова Н.И. дело № 7/1-294/2020

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 29 октября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 сентября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.65 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Егорова В.В., _______ г.р. (ОГРНИП № ...)

установил:

18.08.2020 заместителем прокурора г. Якутска по итогам проверки исполнения законодательства о летнем отдыхе несовершеннолетних в отношении ИП Егорова В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.56 КоАП РФ.

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04.09.2020 ИП Егоров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ с назначением, на основании ч. 2.2. ст.4.1 КоАП РФ, наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела – в размере 250 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением ИП Егоров В.В. принес жалобу в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), ссылается на проведение туристических учебно-тренировочных сборов, а не организацию летнего лагеря для отдыха и оздоровления детей. Также указывает на введение его в заблуждение при возбуждении производства по делу относительно квалификации допущенного им нарушения и предполагаемого наказания. Указывает на нарушение сроков вынесения постановления по делу об административном правонарушении, установленных ст. 28.5 КоАП РФ, поскольку датой его совершения (выявления факта) является 23.07.2020, а постановление вынесено 18.08.2020.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения ИП Егорова В.В., его защитника Ефимова А.В., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, а также прокурора Маркову Д.Р., настаивавшую на законности оспариваемого постановления, прихожу к следующему.

С 01 июня 2020 года вступила в силу ст. 14.65 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выразившееся в предоставлении организацией отдыха детей и их оздоровления или индивидуальным предпринимателем, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункта 2 приложения к указной статье, за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

В абз. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

Согласно части 2.1. указанной статьи организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

В силу части 5. ст. 12.2 указанного закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в течение 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, принимает решение о включении организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления либо об отказе во включении организации в указанный реестр.

При этом, как разъяснено в Письме Минпросвещения России от 29.05.2020 № ... «О реестрах организаций отдыха детей и их оздоровления» до момента принятия уполномоченным органом решения о включении организации в реестр она не вправе оказывать услуги в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Якутска была проведена проверка по информации МУ МВД России «Якутское» о том, что 23.07.2020 сотрудниками ПДН выявлен несанкционированный лагерь для несовершеннолетних, организованный на *** км. .......... тракта в СОТ «********».

В ходе проверки установлено, что лагерь открыт индивидуальным предпринимателем Егоровым В.В. в отсутствие необходимых документов в период действия режима повышенной готовности, в условиях распространения коронавирусной инфекции.

По результатам проверки прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Егорова В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.65 КоАП РФ.

Факт совершения индивидуальным предпринимателем Егоровым В.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.65 КоАП РФ, виновность в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, в том числе постановлением от 04.09.2020 (л.д. 1-5), письмом заместителя министра ВД по РС (Я) от 29.07.2020 (л.д. 12-13), объяснением ИП Егорова В.В. (л.д. 9-10), фотоматериалами (л.д. 16-18), из содержания которых следует, что индивидуальный предприниматель будучи не включенным в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, предоставляет названные услуги.

Указанным материалам дела судьей городского суда дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции статьи с применением ч. 2.2. ст.4.1 КоАП РФ, с уменьшением штрафа ниже низшего предела - до 250 000 руб.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, судьей по настоящему делу не нарушен.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления судьей не допущено.

ИП Егоровым В.В. в ходе заседания предоставлен ответ Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) исх. № ... от 18.09.2020 в котором заявителю рекомендовано обратиться в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), а также указано, что осуществляемая им деятельность подпадает под действие Национального стандарта Российской Федерации, Туристические услуги, услуги детского туризма, общие требования ГОСТ Р 54605-2017.

В ответе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) исх. № ... от 21.09.2020 в ответ на обращение привлекаемого лица с учетом пункта 3.67 положения о министерстве, указано, что осуществляемая ИП Егоровым В.В. деятельность не относиться к организации отдыха детей и их оздоровлению, включая палаточный лагерь, и не подлежит включению в реестр соответствующих организаций.

Однако, как следует из ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к организациям отдыха детей и их оздоровления относятся организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.

В соответствии с пунктом 3.67. Положений о Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия) и о его Коллегии, утвержденного Указом Главы РС(Я) от 31.01.2017 № 1714 министерство организует и обеспечивает отдых и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

При этом в силу пункта 3.70. указанного Положения министерство также формирует и ведет реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

Исходя из анализа вышеуказанных ответов уполномоченных органов исполнительной власти Республики, а также определения понятия – организации отдыха детей и их оздоровления, учитывая при этом письма ИП Егорова В.В. о включении его в реестр детских лагерей на летний сезон 2019 года, прихожу к выводу, что деятельность привлекаемого лица в данном случае подпадает под вышеуказанное понятие, поскольку военно-спортивный детско-юношеский палаточный лагерь «********» входящий в федеральную сеть указанных лагерей, при фактическом оказании услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей подлежал включению в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, независимо от времени его проведения, следовательно, отсутствие доказательств включения предпринимателя в соответствующий реестр образует состава вменяемого правонарушения.

Нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным и не исключает производство по делу об административном правонарушении (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Вместе с тем, учитывая доводы жалобы, и конкретные обстоятельства дела, считаю возможным постановление судьи изменить в части назначенного наказания, заменив штраф на предупреждение, исходя из следующего.

Как установлено ч. 3 ст. 3.4. КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2. ст.3.4. предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, принимая во внимание статуса привлекаемого лица (индивидуальный предприниматель), характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также ухудшение имущественного положения лица в условиях действующих ограничений в связи с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), начиная с марта 2020, нахожу возможным заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. на предупреждение.

Считаю, что наказание в виде предупреждения в данном случае будет в наибольшей степени отвечать принципам разумности и справедливости, соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение целей административного наказания.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 сентября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.65 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Егорова В.В., изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размере 250 000 руб. на предупреждение.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов