Судья: Николаев Г.Л. Дело № 7/1-297/2017
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 10 октября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2017 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 к., _______ г.р., гражданки .........., проживающей по адресу: ..........
постановлено:
Признать ФИО1, _______ г.р., гражданку .........., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственных средств.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав ФИО1 к., ее защитника Шоназарова Х.Ф., суд
установил:
Как следует материалов дела, 22.09.2017 в 22 часов 30 мин. по адресу: .......... выявлена гражданка .......... ФИО1 к., у которой отсутствовали документы, подтверждающие право на пребывание в РФ.
24.09.2017 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Шоназаров Х.Ф. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством. Просит отменить постановление суда и прекратить производство по делу.
В судебном заседании защитник Шоназаров Х.Ф. и ФИО1 к. просят жалобу удовлетворить. Ссылаясь на доводы жалобы о недопустимости протокола об административном правонарушении в качестве доказательства, поскольку он имеет существенные недостатки.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 года) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в редакции от 23 мая 2015 года) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В отношении ФИО1 к. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с указанием на то, что она пребывает на территории Российской Федерации незаконно, поскольку после истечения установленного срока пребывания в Российской Федерации, она не покинула территорию РФ.
Частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5(ред. от 19.12.2013)"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении не указано отчество привлекаемого к административной ответственности лица, а именно, указано, что к административной ответственности привлекается ФИО1, тогда как из паспорта указанного лица следует, что она ФИО1 к.
Таким образом, сведения о привлекаемом к ответственности лица приведены в протоколе об административном правонарушении неполно. Данное обстоятельство являлось основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов в административный орган, его составивший, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на стадии подготовки.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела (абзац 5 пункта 4 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Возвращение материалов дела должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным в силу отсутствия в нем данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Изложенное служит основанием для вынесения решения об отмене постановления судьи и о прекращении производства по данному делу ввиду недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для вынесения постановления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 к., _______ г.р., гражданки .........., отменить, производство прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия): Дьяконова З.С.