ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-308/18 от 23.10.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Кочкина А.А. Дело № 7/1-308/18

РЕШЕНИЕ

город Якутск 23 октября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Счетной палаты Республики ФИО1 на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ********ФИО2, которым

постановлено:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ********ФИО2 прекратить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей Счетной палаты Республики ФИО3, действующего на основании доверенности от _______№ ... и Н.В., действующей на основании доверенности от _______№ ..., суд

УСТАНОВИЛ:

09 августа 2018 года инспектором Счетной палаты Республики ФИО4 в отношении министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ в связи с нарушением условий предоставления субсидии на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в раках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.10.2016 № 372 (далее – Порядок).

23 августа 2018 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласилась Счетная палата Республики Саха (Якутия), обратилось в лице председателя ФИО5 в порядке ст.30.1-30.2 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит изменить его, прекратив в связи с истечением срока давности.

В судебное заседание, лицо, в отношении которого ведется производство, ФИО2, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явилась. Ходатайства об отложении рассмотрения дела от неё не поступило.

В судебном заседании представители Счетной палаты РС(Я) С.Н. и Н.В. жалобу поддержали в полном объеме, просят её удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей административного органа, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что 23 июня 2017 года между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (далее – Минстрой РС(Я)) и муниципальным районом «Амгинский улус (район)» РС(Я) заключено Соглашение о предоставлении последнему в 2017 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на приобретение строящегося объекта «Школа на 220 учащихся в с.Бетюнцы Амгинского улуса» в размере ******** рублей.

Платежным поручением от _______№ ... Минстроем РС(Я) перечислена субсидия в размере ******** рубля в бюджет МР «Амгинский улус» РС(Я).

Между тем, при предоставлении субсидии Минстроем РС(Я) не было учтено, что в нарушение условий, закрепленных в п.2.1 раздела 2 Соглашения и раздела VII ГП-64 Порядка получателем субсидии не были представлены следующие документы:

- утвержденный план, обеспечивающий достижение к 2025 году 100-процентной ликвидации 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий щкол с износом 50 процентов и выше;

- сведения о специалистах муниципальных районов и городских округов, осуществляющих строительный контроль, либо заверенную в установленном порядке копию договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов.

Таким образом, в нарушение ч.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФ, раздела VII ГП-64 Порядка, Минстрой РС(Я) заключил вышеуказанное Соглашение о предоставлении субсидии в отсутствие вышеуказанных подтверждающих документов, чем допущено нарушение условия предоставления субсидии.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.15.3КоАП РФ.

В результате рассмотрения дела, судья Якутского городского суда РС(Я) пришла к выводу о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.

При этом судьей указано, что в силу пунктов 4.2 и 4.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 12.10.2016 № 372, обязанность по приему и проверке документов, необходимых для предоставления субсидии, возложена на Министерство образования Республики Саха (Якутия). Отбор получателей субсидии и проверку наличия у них указанных документов проводит межведомственная комиссия.

Решение о распределении субсидии из государственного бюджета РС(Я) и утверждение итогов распределения субсидий между их получателями возлагается на указанную межведомственную комиссию.

Следовательно, у Минстроя РС(Я) в силу Порядка отсутствуют полномочия, из которых следует, что он может каким-либо образом повлиять на передачу субсидии её получателю - МР «Амгинский улус» РС(Я).

Между тем, с данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2.2 Порядка условиями предоставления и расходования субсидий являются:

а) наличие в бюджете муниципальных районов и городских округов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации плана мероприятий, указанного в подпункте «б» настоящего пункта Порядка;

б) наличие в муниципальных районах и городских округах утвержденного плана, обеспечивающего достижение к 2025 году 100-процентной ликвидации второй смены в школе и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше, предусматривающего следующие мероприятия, в том числе:

модернизация инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), аренда зданий и помещений, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - средства обучения и воспитания)).

Согласно п.3.3.4 Соглашения Минстрой РС(Я) осуществляет контроль за исполнением муниципальными районом условий соглашения.

Согласно п.4.1 Соглашения Минстрой РС(Я) наделен также полномочием по приостановлению, прекращению или уменьшению субсидирования.

В силу п.5.1 Порядка при несоблюдении органом местного самоуправления муниципального района и городского округа условий предоставления субсидий перечисление субсидий приостанавливается в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Кроме того, согласно п.2 Постановления Правительства РС(Я) от 12.10.2016 № 372 Минстрой РС(Я) определен в качестве уполномоченного органа по предоставлению субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству здания и пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, реконструкции и приобретению (выкупу) зданий и сооружений государственной программы Республики Саха (Якутия) «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016 - 2025 годы».

Из указанных положений Соглашения и Порядка следует, что Минстрой РС(Я) наделен полномочием по проверке обоснованности при предоставлении субсидии.

Данное обстоятельство не было принято во внимание судьей Якутского городского суда РС(Я) при вынесении постановления о прекращении производства по делу, в связи с чем вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения являлся преждевременным.

Допущенное судом нарушение требований ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела является существенным и не позволило судье районного суда всесторонне и объективно рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении, в связи с чем постановление подлежит отмене.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения по ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что обстоятельства в связи с которыми должностное лицо было привлечено к административной ответственности, имели место при подписании платежного поручения 23.08.2017 г.

Следовательно, срок давности по данному правонарушению истек 23.08.2018 г.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Саха (Якутия) настоящей жалобы, срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений п.6 ч.1 ст.24.5 данного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО2 отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО6 Матвеева