ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-311/2021 от 19.11.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Макаров М.В. дело № 7/1-311/2021

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 19 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2021 года. в отношении ФИО1, _______ года рождения, гражданина .........., фактически проживающего по адресу: .........., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) 12 ноября 2021 года ФИО1 Х. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за счет средств федерального бюджета.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) заявитель просит постановление Якутского городского суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо переквалифицировать действия ФИО1 на ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначить ему административное наказание без административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку срок его пребывания в Российской Федерации был продлен до 4 августа 2021 года ОМВД в Хангаласском районе Республики Саха (Якутия). Правительством Российской Федерации список стран, с которых сняты, введенные Российской Федерацией, временные ограничения на транспортное сообщение, не утвержден. С учетом положений Указа Президента РФ № 364 от 15.06.2021 срок действия миграционной карты и отрывной части бланка уведомления с поставленными на ней отметками приостановлен. Поскольку срок действия разрешения на пребывание на территории Российской Федерации у ФИО1 был продлен до 4 августа 2021 года, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации, и могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 18.8 КОАП РФ. Указывая на возбуждение против него уголовного дела по ч. *** ст. *** Уголовного кодекса Российской Федерации, и избрании в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, просит назначить ему наказание без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В судебном заседании привлекаемое лицо ФИО1 Х. жалобу поддержал в полном объеме, просит постановление Якутского городского суда отменить, производство по делу прекратить.

Защитник привлекаемого лица – адвокат Шоназаров Х.Ф. жалобу поддержал в полном объеме. Заявил ходатайство о приобщении копий документов, подтверждающих возбуждение в отношении ФИО1 уголовного дела и избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде: копии постановления об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении от 5 августа 2021 года, копию подписки о невыезде и надлежащем поведении от 5 августа 2021 года, распечатку данных о рассмотрении уголовного дела № ..., находящегося в производстве Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).

Ходатайство защитника Шоназарова Х.Ф. удовлетворено.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав ФИО1, его защитника Шоназарова Х.Ф. прихожу к следующим выводам.

Часть 1.1. статьи 18.8 Кодекса устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, в судебном заседании установлено, что 11 ноября 2021 года в 19 час. 39 мин. по адресу: .........., установлен гражданин .......... ФИО1 Х., который не смог предъявить документы, подтверждающие право пребывания на территории Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 Х. находится с нарушением миграционного законодательства, выразившимся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации (дата въезда в РФ 16.04.2019 г., дата окончания законного пребывания на территории РФ 26.03.2021 г.).

Доказательств того, что ФИО1 Х. обращался по факту продления срока пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, оформления разрешения на трудовую деятельность, не имеется.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ... от 11.11.2021 (л.д. 4-5); рапортом инспектора ОСБ ДПС ГИБДД МВД по РС(Я) (л.д. 6); копией паспорта Р. (л.д. 5); справкой из базы данных АС ЦБДУИК на ФИО1 (л.д. 7-29), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное ФИО1 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что срок пребывания ФИО1 в Российской Федерации был продлен до 4 августа 2021 года ОМВД в Хангаласском районе Республики Саха (Якутия) со ссылкой на отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина суд отклоняет, как несостоятельные, ввиду того, что в указанном документе имеются признаки исправления в дате, а именно в указании года. Кроме того, данные отрывного талона не согласуются с данными базы АС ЦБДУИК.

Как установлено пунктом «б» пункта 4 Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Поскольку в материалах дела отсутствуют достоверные данные об обращении ФИО1 с заявлением о выдаче или переоформлении патента до 16 июня 2021 года, действия ФИО1, выразившиеся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КОАП РФ.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для отмены обжалуемого постановления.

Согласно представленным заявителем копий документов в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по ч. *** ст. ***, ч. *** ст. ***-ч. *** ст. *** УК РФ, которое направлено в Якутский городской суд. 05 августа 2021 года избрана мера пресечения - подписка о невыезде.

Согласно распечатки данных об уголовном деле № ..., находящегося в производстве Якутского городского суда Республики Саха (Якутия), 15 октября 2021 года подсудимый не явился в судебное заседание, в связи с чем, рассмотрение уголовного дела было отложено. По состоянию На 12 ноября 2021 года подсудимый скрылся и место его пребывания не известно.

Вместе с тем, как следует из обстоятельств настоящего дела, ФИО1 Х. был задержан в рамках настоящего дела об административном правонарушении 11.11.2021 (л.д.32)

Однако указанные обстоятельства нельзя считать установленными, поскольку они предоставлены не органом, в производстве которого находится вышеуказанное уголовное дело.

Соответственно достоверно нельзя установить, что в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело и избрана мера пресечения – подписка о невыезде.

Указанный недостаток не может быть устранен при рассмотрении дела об административном правонарушении на стадии пересмотра постановления суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 18.8 настоящего Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения и истекает 11 ноября 2022 года.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения дела в Верховном Суде Республики Саха (Якутия) не истек, постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2021 года подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Учитывая обстоятельства дела и общественную опасность действий ФИО1, содержащих признаки состава преступления, суд полагает необходимым ФИО1 содержать в Центре временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Саха (Якутия) до принятия решения Якутским городским судом.

При этом учитывая, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности статьями 3.10, 18.8, 27.6, 32.9, 32.10 и утвержденными Приказом МВД России от 06.06.2000 № 605дсп Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, не оговариваются конкретные сроки содержания иностранных граждан в спецучреждениях, а также сроки исполнения постановлений, с учетом положений части 1 статьи 3.9 Кодекса (по аналогии) о максимально возможном сроке административного ареста до пятнадцати суток, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, считаю возможным содержать ФИО2 в Центре временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Саха (Якутия) до нового рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия),

решил:

Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2021 г. вынесенное в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

ФИО1 содержать в Центре временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Саха (Якутия) до принятия решения Якутским городским судом.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО3 Никодимов