ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-32/17 от 03.03.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

судья Шевелев Н.Р. дело № 7/1-32/ 17

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск 3 марта 2017 года

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Холмогорова И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ПАО «Якутскэнерго» Брагиной А.В. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 25.01.2017, которым постановлено : « Признать ПАО «Якутскэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой г. Якутска проведена проверка исполнения законодательства в сфера жилищно-коммунального хозяйства по факту введения ограничения режима потребления электроэнергии в следующих образовательных учреждениях: МОБУ «ЯГНГ», МОБУ «СОШ №32», МБДОУ «Детский сад № 95 «Зоренька». По результатам проверки установлено, что в связи с имеющейся у указанных образовательных учреждений задолженности ПАО «Якутскэнерго» осуществило процедуру ограничения режима энергопотребления, что помешало процессу обучения, занятия были отменены.

Указанные образовательные учреждения относятся к числу потребителей, ограничения режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Действия ПАО «Якутскэнерго» выразившиеся в незаконном введении ограничения режима потребления в вышеуказанных образовательных учреждениях противоречат требованиям законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой г. Якутска было внесено представление об устранении нарушений закона № ... от 09.12.2016. Указанное представление поступило в ПАО «Якутскэнерго» 12.12.2016. В представлении указано безотлагательно рассмотреть данное представление, принять действенные меры по устранению причин и условий, способствовавших их совершению.

Как видно из материалов дела и установлено судом, представление прокурора в установленный ч. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» срок не выполнено, какие-либо меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, не приняты.

Судьей Якутского городского суда РС (Я) 25.01.2017 вынесено указанное выше постановление.

Не согласившись с постановлением судьи представитель ПАО «Якутскэнерго» Брагина А.В. обратилась с жалобой Верховный Суд РС (Я), указывая на его незаконность и необоснованность, постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывая, что из системного толкования закона следует, что к специальным субъектам, ограничения которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся только образовательные организации уголовно-исполнительной системы.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене, производство по делу прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, установлен порядок ограничения режима потребления электроэнергии.

При этом пунктами 17,18 Правил установлено, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, ограничения режима, потребления в связи с наступлением обстоятельств, являющихся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии ( соглашение сторон, нарушение своих обязательств потребителем и др.) вводится в особом порядке и не ниже уровня аварийной (технологической) брони.

Привлекая к административной ответственности ПАО «Якутскэнерго», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что образовательные учреждения: МОБУ «ЯГНГ», МОБУ «СОШ № 32», МБДОУ «Детский сад № 95 «Зоренька» относятся к числу потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается. Действия ПАО «Якутскэнерго» выразившиеся в незаконном введении ограничения режима потребления в вышеуказанных образовательных учреждениях противоречат требованиям законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Представление прокурора в установленный ч. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» срок не выполнено, какие-либо меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, не приняты.

С выводами суда первой инстанции, согласиться не могу, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.

Так, в силу пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ № 442 от 04.05.2012 частичное ограничение режима потребления вводится в отношении лиц согласно Приложению к указанным Правилам.

При этом в Приложении к указанным правилам приведен исчерпывающий перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономических, социальным последствиям, в отношении которых может быть введено ограничение потребления электрической энергии не ниже технологической и аварийной брони в установленном порядке.

Именно в отношении указанных в Приложении потребителей, возможно ограничение режима потребления электроэнергии, с соблюдением порядка, установленного Правилами.

В соответствии с п. 5 Приложения к указанным Правилам, к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся учреждения исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.

Из буквального толкования указанного пункта следует, что к специальным субъектам, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся только образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы.

При этом, как прямо следует из Закона РФ от 21.07.1993 № 5471-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», уголовно-исполнительная система включает в себя, в том числе, предприятия, образовательные и иные организации.

Кроме того, в перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 26.10.2011 № 864) включены образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования.

Таким образом, муниципальные бюджетные образовательные учреждения, в том числе и вышеперечисленные учреждения, ни в силу закона, ни в силу специфики их деятельности не относятся к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Исходя из указанного, действия ПАО «Якутскэнерго» по совершению ограничения режима потребления в вышеуказанных образовательных учреждениях не противоречат действующему законодательству.

Таким образом, в действиях ПАО «Якутскэнерго» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ПАО «Якутскэнерго» на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения -прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 25 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ПАО «Якутскэнерго», отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судья Верховного Суда РС (Я) Холмогоров И.К.