ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-341/20 от 23.12.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Седалищев Г.А. дело № 7/1-341/2020

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 23 декабря 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу законного представителя привлекаемого лица на постановление судьи Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – администрации муниципального района «Олекминский район» Ресбпулики Саха (Якутия),

установил:

09 ноября 2020 года старшим государственным инспектором Промышленного межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Восточно-Сибирского территориального Управления Росрыболовства в отношении Администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ по факту невыполнения по состоянию на 05 ноября 2020 года истребованных указанным органом у администрации сведений в рамках производства по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, запрошенных дважды: 26.10.2020 и 30.10.2020.

Постановлением судьи Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2020 года администрация муниципального района «Олекминский район» Ресбпулики Саха (Якутия) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Законный представитель администрации – ******** ФИО1 направил жалобу, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие в действиях администрации состава административного правонарушения, поскольку являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления не может быть субъектом вменяемого правонарушения.

Защитник администрации МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия), а также представитель административного органа, которые были надлежаще изведены о дате и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, заключение прокурора, прихожу к следующему.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в том числе за умышленное невыполнение законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ должностное лицо в производстве которого находится дело об административном правонарушении вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором промышленного межрайонного отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов Восточно – Сибирского территориального управления Росрыболовства З. в производстве, которого находилось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ в отношении ООО «********», 26.10.2020 вынесено определение об истребовании сведений у Администрации МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) о том:- какое предприятие занимается реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта «********», а также - реквизитов электронной почты и почтового адреса, контактных телефонов, ФИО руководителя предприятия занимающегося реконструкцией взлетно–посадочной полосы аэропорта «********». Указанное определение в день его вынесения было направлено по электронному адресу Администрации (********). Затем 30.10.2020 после истечения установленного законом срока (3 дня) должностным лицом повторно вынесено это же определение и направлено таким же способом в адрес Администрации.

Как следует из протокола об административном правонарушении № ... от 09 ноября 2020 года, по состоянию на 05 ноября 2020 года истребуемые сведения так и не были предоставлены, что явилось основанием для возбуждения производства по настоящему делу об административном правонарушении.

Признавая Администрацию МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) виновной в совершении вменяемого правонарушения, судья установив, отсутствие вышеуказанной запрашиваемой должностным лицом информации на день рассмотрения дела (19.11.2020) в отсутствие опровергающих данный факт доказательств, а также с учетом отсутствия уведомления администрации о невозможности предоставления указанной информации в установленный срок, пришел к выводу о доказанности вины лица, то есть в умышленном невыполнении законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, с выводами судьи согласиться нельзя исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 2.10 Кодекса субъектами административной ответственности являются юридические лица, которые подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Администрация МР «Олекминского района» Республики Саха (Якутия) является органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, обладает правами юридического лица (ст. 35 Устава МР «Олекминский район» Ресбпулики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в силу пункта 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

При этом местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1 указанного Закона); вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 2).

Таким образом, Администрация МР «Олекминский район», действует не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления - орган публичной власти, через который население района осуществляет свою власть и решает вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность.

Учитывая данное обстоятельство привлечение органа публичной власти к административной ответственности в качестве юридического лица возможно только в том случае, когда данный орган нарушает соответствующие правила, требования, положения и нормы именно как юридическое лицо в процессе своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, какие-либо доказательства, подтверждающие, что осуществление указанной в пунктах 5, 35 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ деятельности, в результате которого возможно предоставление запрашиваемых уполномоченными органами и должностными лицами сведений, входят во внутренние финансово-хозяйственные функции юридического лица – Администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия), отсутствуют.

При таких обстоятельствах Администрация муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия), не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае нарушение выразилось по существу в непринятии ею как органом публичной власти мер к решению вопроса, входящего в его компетенцию как органа местного самоуправления, а не как юридического лица.

Соответственно, вывод судьи о наличии в деянии администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, следует признать не законным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, следовательно, постановление судьи от 19 ноября 2020 года, подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – администрации муниципального района «Олекминский район» Ресбпулики Саха (Якутия), отменить, производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО2 Никодимов