Судья Кузьмина М.А. дело № 7/1-371/2019
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 10 декабря 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2019 года, которым
постановлено:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, _______ г.р., уроженки .........., проживающей по адресу: .........., ранее занимавшей должность руководителя Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия, прекратить.
Изучив материалы дела,
установил:
30 августа 2019 года главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 в отношении должностного лица – руководителя Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия ФИО2, осуществлявшей указанные полномочия с 28.07.2016 по 28.09.2018, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Судьей Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым, ФИО1 обратился с жалобой и дополнением к ней в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), просит об его отмене, и возвращении дела на новое рассмотрение, по основанию незаконности и необоснованности. Считает, что выводы суда не увязываются со смыслом и целеполаганием Федерального закона № 73-ФЗ. Оспариваемое постановление создает условия для уклонения лица от законной ответственности, а также дальнейшего бездействия должностных лиц Департамента, приводящего к отсутствию деятельности по осуществлению мер по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в РФ, выявления и пресечения нарушений требований, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ, а также к дальнейшему разрушению (уничтожению) объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 декабря 2019 г. в удовлетворении ходатайства ФИО1 в проведении судебного заседания по рассмотрению поданной им жалобы с использованием систем видеоконференц-связи, отказано.
Главный государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда не явился.
Выслушав ФИО2, а также ее защитника Федулову С.Н., настаивавших на законности принятого решения, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Минкультуры России по ДФО от 02.07.2019 № ... «О проведении внеплановой документарной проверки», с целью исполнения подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента РФ ПР-240 от 18.12.2018, плана графика проведения контрольных мероприятий в отношении органов государственной власти РФ на предмет полноты и качества осуществления такими органами переданных полномочий (утвержден 20.06.2019 заместителем Министра культуры РФ ФИО3), должностными лицами Управления Минкультуры России по ДФО в период с 05.07.2019 года по 31.07.2019 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении Департамента РС (Я) по охране объектов культурного наследия (далее Департамент). Установлено, что Департамент образован, наделён правами юридического лица и включён в структуру органов исполнительной власти РС(Я) Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 03.06.2016 №1183 «Об образовании Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные указы Президента Республики Саха (Якутия)». В соответствии с данным указом Департамент является исполнительным органом государственной власти РС (Я), осуществляющим полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия).
31.07.2019 года по итогам проверки Управлением Минкультуры России по ДФО составлен Акт проверки № ..., согласно которому, установлено наличие в действиях (бездействии) Департамента и его должностных лиц составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 и ч.4 ст.7.13 КоАП РФ, свидетельствующих о наличии признаков нецелевого использования средств федерального бюджета. Кроме того, в отношении 2 (двух) объектов ОКН находящихся в неудовлетворительном состоянии, на протяжении более 2 лет (2017 год по н.в.) Департаментом не приняты меры по сохранению объектов. Комиссией также установлены признаки бездействия Департамента по охране объектов культурного наследия и его должностных лиц, выразившиеся в отсутствии принятия комплекса мер, предусмотренных Федеральным законом №73-ФЗ, не принятии мер административного воздействия в отношении виновных лиц (в том числе не возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.7.13 КоАП РФ, при наличии признаков состава административного правонарушения, не предприняты меры по решению вопроса об устранении нарушения в судебном порядке в отношении следующих объектов культурного наследия: - «Дом, в котором в 1906-1908 гг. жил в ссылке ФИО4» (регистрационный номер в ЕГРКН № ...); - «Башня Манчаары, XIX в.» (регистрационный номер в ЕГРКН № ...); - «Дом, в котором жил политссыльный и составитель первого русско-якутского словаря Пекарский Эдуард Павлович. В доме музей ФИО5»; - «Колодец купца ФИО6 («Шергинская шахта») глубиной 116,6 м., где впервые в мире велись геотермические наблюдения над вечной мерзлотой, 1827-1837 гг.»; - «Юрта, в которой жил в 1886-1891 гг. революционер ФИО7»; - «Могила ФИО7 (1849-1891)»; - «Дом Ярославского Емельяна Михайловича, 1915-1917 гг.».
Комиссия пришла к выводу, что в ходе проверки выявлены нарушения Департаментом п.2 и 3 статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Признано неудовлетворительным исполнение переданных Департаменту полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе в части осуществления государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
31.07.2019 года, по итогам проверки, вынесено предписание № ... об устранении Департаментом выявленных нарушений, сроком исполнения 01.07.2020 года и 01.07.2021 года.
Из протокола об административном правонарушении № ... от 30 августа 2019 г., следует, что основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 17.3 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что она при осуществлении деятельности руководителя Департамента в период с 28.07.2016 по 28.09.2018 нарушила требования Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», которые выразились:
- в отсутствии деятельности по принятию нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения;
- в отсутствии надлежащего государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия федерального значения;
- в отсутствии деятельности по содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения, включенных в реестр в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния.
Принимая оспариваемое постановление и прекращая производство по делу в отношении Департамента за отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ судья пришел к выводу, что ФИО2 не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку объективная сторона ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ состоит в действиях нарушающих требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ данная норма применима и распространяется на лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся объекты культурного наследия, допустивших нарушения установленных законом требований к сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия, режимов использования земель, либо не соблюдение ограничений установленных в границах зон, то есть лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль.
Суд первой инстанции правомерно указал, что фактически ФИО2 вменяется нарушение требований Федерального закона № 73-ФЗ, регламентирующих полномочия и цели государственной охраны объектов культурного наследия. При этом, ФИО2 не является лицом в собственности, во владении или в пользовании которого находятся перечисленные в протоколе объекты культурного наследия.
Кроме того, учитываю следующее.
Пунктом 9 части 6 статьи 9.1. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в рамках осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий наделен правом проведения проверок, а также выдачи обязательных для исполнения предписаний - о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия.
В силу пункта 4 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений.
Исходя из системного анализа названных положений закона, во взаимосвязи с ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, указанный состав правонарушения не предусматривает возможность привлечения в рамках осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий в области охраны объектов культурного наследия должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в названной области к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, поскольку объективная его сторона не соотноситься с указанной формулировкой, а также с теми нарушениями, которые содержит протокол об административном правонарушении, не имея при этом прямого указания в качестве субъектов правонарушения названных должностных лиц.
Суд правильно исходил из буквального толкования ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, о том, что субъектами нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, являются должностные лица юридических лиц – собственников объектов культурного наследия.
Расширительное толкование указанного состава правонарушения не отвечает требованиям закона. За те нарушения, которые указаны в протоколе ФИО2 не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку КоАП РФ не содержит подобный состав административного правонарушения.
Управление Минкультуры РФ по ДФО, считая деятельность ФИО2 в качестве руководителя Департамента неудовлетворительной, не было лишено права до момента ее увольнения (до 28.09.2018) ставить вопрос о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, чего, однако, своевременно не осуществило.
При таких обстоятельствах постановление судьи Якутского городского суда от 10 октября 2019 г. является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения нет.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО8 Никодимов