Дело № 7/1-4/2013
Судья <...>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 марта 2013 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Конева О.А.,
рассмотрев жалобу начальника отдела надзорной деятельности по Облученскому району УНД Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЕАО ФИО4 на решение судьи Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г., вынесенного по результатам рассмотрения жалобы директора МКОУ ДОД «Детская школа искусств» ФИО5 на постановление главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО4 от 21 ноября 2012 г. № 295, 296, 297 о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО4 от 21 ноября 2012 г. МКОУ ДОД "Детская школа искусств" привлечено к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Директор МКОУ ДОД «Детская школа искусств», не согласившись с вышеуказанным постановлением, обжаловала его.
Решением судьи Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г. постановление главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО4 от 21 ноября 2012 г. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник отдела надзорной деятельности по Облученскому району УНД ГУ МЧС России по ЕАО ФИО4 просит решение суда от 11 декабря 2012 г. отменить, постановление о привлечении к административной ответственности от 21 ноября 2012 года № 295, 296, 297 оставить без изменения.
Мотивируя жалобу, указывает, что поскольку МКОУ ДОД «Детская школа искусств» является объектом с массовым пребыванием людей, то нарушение правил пожарной безопасности может повлечь возникновение пожара и угрозу жизни людей. Штраф в сумме <...> рублей соответствует санкции статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и является минимальным.
То обстоятельство, что выявленные в ходе проведения плановой проверки нарушения требований пожарной безопасности, не были ранее указаны должностными лицами пожарного надзора при проведении внеплановых проверок МКОУ ДОД «Детская школа искусств», не является основанием для освобождения учреждения от административной ответственности.
Тот факт, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены до рассмотрения административных протоколов, учтены как смягчающее обстоятельство при назначении административного наказания.
В судебное заседание 11 марта 2013 г. начальник отдела надзорной деятельности по Облученскому району УНД ГУ МЧС России по ЕАО ФИО4 не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Ранее, в судебном заседании от 28 января 2013 г. ФИО4 доводы и требования жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что плановая проверка МКОУ ДОД «Детская школа искусств» проводилась с <...> по <...>, до этого были внеплановые проверки, в ходе которых нарушений не было выявлено.
На момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности все нарушения были устранены, претензий к МКОУ ДОД «Детская школа искусств» они не имеют.
Директор МКОУ ДОД «Детская школа искусств» ФИО5 в судебное заседание 11 марта 2013 г. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Ранее, в судебном заседании от 28 января 2013 г. ФИО5 с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г. без изменения. Суду пояснила, что, что МКОКУ ДОД «Детская школа искусств» является казенным учреждением, которому ежегодно выделяется финансирование на проведение противопожарных мероприятий. В <...> государственным инспектором по пожарному надзору ФИО1 проводилась проверка, в ходе которой нарушений правил пожарной безопасности не было установлено. Не согласна с нарушениями, которые указаны инспектором ФИО2 при проведении проверки в <...>.
В соответствии с техническим паспортом помещение, указанное инспектором ФИО2 как склад, фактически является верандой, никогда не было складом. Это помещение - не отапливаемое и не используемое в образовательном процессе, поэтому не было оборудовано пожарной сигнализацией, которая существует в школе с <...> г.
После проверки инспектором ФИО2 в <...> г. они установили в этом помещении датчики, присвоили ему категорию и стали использовать как склад.
Знаки пожарной безопасности, обозначающие эвакуационный выход на первом этаже, а также около огнетушителей и на электрощитовой у них имелись. Эти знаки были выполнены на цветном принтере. Никаких претензий к этим знакам ранее к ним не предъявлялось.
На два огнетушителя, которые являются заводскими и приобретены в организации, имеющей лицензию, при транспортировке были утеряны паспорта, но по рекомендации инспектора ФИО1 они изготовили временные паспорта по представленным этим инспекторам образцам.
Отсутствие таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны на складе музыкальных инструментов также не является нарушением, поскольку это помещение самостоятельно не эксплуатируется, расположено в виде ниши в кабинете, на котором имеется указанная табличка.
Действительно, на момент проверки в <...> г. в помещении веранды, указанной как склад, был светильник со снятым колпаком, но в данном помещении нет легковоспламеняющихся предметов, стены оштукатурены.
Выслушав доводы ФИО4 и ФИО5, допросив свидетеля ФИО2, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Постановлением № 295,296,297 от 21 ноября 2012 г. главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО4 МКОУ ДОД «Детская школа искусств» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом требований статьи 4.4 назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением начальника отделения надзорной деятельности по Облученскому району УНД ГУ МЧС России по ЕАО ФИО4 от <...> проведена проверка МКОУ ДОД «Детская школа искусств» с целью исполнения сводного плана проведения плановых проверок на <...> г.
По результатам проверки 12 ноября 2012 г. в отношении МКОУ ДОД «Детская школа искусств» составлен акт и Протоколы об административных правонарушениях № 295,296,297, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В Протоколе № 295 указаны нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно:
- складские помещения школы на первом этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 п.4);
- знак пожарной безопасности, обозначающий эвакуационный выход на первом этаже выполнен не в соответствии с НПБ 160-97 (таблица 3 п.4 НПБ 160-97).
В Протоколе № 296 указаны нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно:
- в помещении складов на первом этаже школы эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППР ст.42 п. «В»);
- на дверях складского назначения здания школы отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности (ППР ст. 20);
- на складе музыкальных инструментов на втором этаже, складах на первом этаже школы отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (ППР п.6);
- на электрощитовой отсутствует знак пожарной безопасности (ГОСТ 12.7.026 2001 год таблица Д1 п.08).
В Протоколе № 297 указаны нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно:
- знаки пожарной сигнализации около огнетушителей в помещениях школы выполнены не в соответствии с НПБ 160-97 (таблица 3 п. 15 НПБ 160-97);
- два огнетушителя, установленных на объекте, не имеют паспорта (ППР п.475).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что в действиях МКОУ ДОД «Детская школа искусств» содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этой части доводы жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №30 (далее - ППР, Правила противопожарного режима):
в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (пункт 6, вступивший в силу с 01 сентября 2012 г.);
руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности (пункт 20);
запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.п. «в» пункта 42).
Данные требования не были выполнены МКОУ ДОД «Детская школа искусств».
Факт эксплуатации светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника в помещении веранды школы, отсутствие обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности этого помещения, а также отсутствие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны в данном помещении и помещении для хранения музыкальных инструментов на втором этаже подтверждается Протоколом № 296 и не оспаривается директором МКОУ ДОД «Детская школа искусств».
Доказательств того, что у МКОУ ДОД «Детская школа искусств» не имелось возможности для соблюдения п. 6, 20, п.п. «в» п. 42 ППР, не представлено. В соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
При таких обстоятельствах главный государственный инспектор Облученского района по пожарному надзору ФИО4 законно и обоснованно признал МКОУ ДОД «Детская школа искусств» виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с чем у судьи Облученского районного суда ЕАО не имелось законных оснований для прекращения производства по делу в этой части в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части вывод судьи Облученского районного суда ЕАО об отсутствии в деянии МКОУ ДОД «Детская школа искусств» состава административного правонарушения является правильным, а доводы жалобы - несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 475 ППР каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт.
Из материалов дела и пояснений директора МКОУ ДОД «Детская школа искусств» ФИО5 следует, что в связи с утратой паспортов на два огнетушителя при их транспортировке по рекомендации инспектора по пожарному надзору ФИО1 на эти огнетушители были изготовлены эксплуатационные паспорта по образцу, представленному последним.
В связи с чем оснований для совершения дополнительных действий (по замене огнетушителей и иных действий) у юридического лица не имелось.
Также необоснованно вменено МКОУ ДОД «Детская школа искусств» нарушение норм пожарной безопасности (НПБ) 160-97 (таблица 3 п. 15 и п.4), предусматривающих требования к знакам пожарной безопасности.
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля инспектора ФИО3, проводившей проверку в <...> г., следует, что все знаки пожарной безопасности в школе имелись, но они не соответствовали ГОСТу, а именно не были люминесцентными.
Вместе с тем, требования НПБ 160-97 (пункты 4 и 15 таблицы 3) содержат требования по форме и цвету знаков пожарной безопасности, в том числе, обозначающих эвакуационный выход и пожарной сигнализации около огнетушителей, и не содержат иных требований.
Из материалов дела и пояснений свидетеля ФИО3 следует, что иных требований (по форме и цвету) к знакам пожарной безопасности в ходе проверки в <...> г. не предъявлялось.
Таким образом, оснований для привлечения к административной ответственности МКОУ ДОД «Детская школа искусств» в части несоблюдения требований НПБ 160-97 (пункты 4 и 15 таблицы 3) у должностного лица не имелось.
Согласно пункту 4 Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» (далее - НПБ 110-03) в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Из пояснений директора МКОУ ДОД «Детская школа искусств» ФИО5 и технического паспорта школы следует, что указанное в акте проверки и Протоколе № 295 складское помещение, не оборудованное автоматической пожарной сигнализацией, является верандой.
Согласно показаниям свидетеля ФИО3 она визуально определила, что это помещение (веранда) является складом, поскольку в нем находились доски и ненужные вещи (со слов директора). Поскольку это помещение является складом, то оно должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что все здание школы оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре, о чем указано в акте проверки МКОУ ДОД «Детская школа искусств» от <...>
Из пояснений руководителя МКОУ ДОД «Детская школа искусств» ФИО5 следует, что автоматическая пожарная сигнализация школы оборудована в соответствии с требованиями закона в <...> г.
Никаких замечаний по поводу необходимости дополнительного оборудования датчиками веранды здания школы вышеназванный акт проверки не содержит.
При таких обстоятельствах вины юридического лица в невыполнении требований п.4 НПБ 110-03 не имеется.
Кроме того, по результатам проверки в <...> г. ФИО5 присвоила этому помещению (веранде) категорию - В4, в соответствии с которой не предполагается его оборудование автоматической пожарной сигнализацией.
Тот факт, что в течение трех дней после проведения проверки ФИО5 устранила нарушения, указанные в акте, не свидетельствует о виновности юридического лица в отношении всех нарушений, а указывает лишь о безусловном выполнении требований в области пожарной безопасности, предъявляемых надзорным органом.
Таким образом, судья Облученского районного суда ЕАО пришел к правильному выводу в части отсутствия в деянии МКОУ ДОД «Детская школа искусств» составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3,4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного прихожу к выводу, что решение Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г. подлежит отмене в части прекращения производства по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а постановление главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО4 от 21 ноября 2012 г. - оставлению без изменения в части признания МКОУ ДОД «Детская школа искусств» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая наличие смягчающих вину обстоятельств, в частности, устранение МКОУ ДОД «Детская школа искусств» нарушений в трехдневный срок, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, считаю возможным назначить наказание в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В остальной части решение Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г. подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Решение Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г. по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ ДОД "Детская школа искусств" отменить в части прекращения производства по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оставить без изменения постановление главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору ФИО4 от 21 ноября 2012 г. в части признания МКОУ ДОД "Детская школа искусств" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В части назначения наказания указанное постановление изменить.
МКОУ ДОД "Детская школа искусств" подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
В остальной части решение Облученского районного суда ЕАО от 11 декабря 2012 г. по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ ДОД "Детская школа искусств" оставить без изменения.
Считать жалобу начальника отдела надзорной деятельности по Облученскому району УНД Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЕАО ФИО4 частично удовлетворенной.
Судья О.А.Конева