Судья Самойлов Ю.В. Дело № 7/1-51/14
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Якутске
13 марта 2014 г.
жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление Мирнинского районного суда РС (Я) от 15 февраля 2014 г., которым
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1, _______ года рождения, уроженца .......... .........., зарегистрированного по адресу: ..........; проживающего по адресу: ..........,
постановлено:
Признать ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КРФоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Исполнение постановления в части выдворения за пределы Российской Федерации возложить на Мирнинский районный отдел судебных приставов УФССП России по PC (Я) за счёт средств федерального бюджета.
Для исполнения постановления содержать ФИО1, в ИВСПиО по Мирнинскому району и специализированных учреждениях МВД России до административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд
установил:
14 февраля 2014 года в отношении гражданина Республики .......... ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в связи с тем, что ФИО1 находился с нарушением режима пребывания на территории РФ, выразившемся том, что по истечении определенного срока пребывания не выехал за пределы Российской Федерации.
Постановлением Мирнинского районного суда РС (Я) от 15 февраля 2014 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с данным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, указывая на то, что при вынесении постановления не были учтены все обстоятельства по делу.
В судебное заседание ФИО1 не явился, направил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью участия защитника в судебном процессе. Между тем, суд руководствуется правилами части 3 статьи 30.5 КоАП РФ, в соответствии с которой жалоба на постановление об административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, подлежит административному выдворению. Кроме того, по правилам части 3 статьи 25.1 КоАП РФ присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства. Данные правила не относятся к пересмотру постановления по делу об административном правонарушении по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим суд считает возможным рассмотреть жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении без отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу об изменении обжалуемого постановления суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст. 5 названного федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам дела ФИО1 прибыл на территорию РФ 02.06.2011 года.
По факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство в МРО УФМС России по РС (Я) в г. Мирный не обращался.
Таким образом, ФИО1 пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, т.е. является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом был сделан правильный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд учитывает, что из материалов дела и объяснений ФИО1 следует, что он состоит в гражданском браке с гражданкой РФ Н., и является отцом ребенка - несовершеннолетней Ю., _______ г.р., также имеющей гражданство РФ. Данные обстоятельства подтверждаются решением Мирнинского районного суда от 28.02.2014 г. об установлении отцовства иностранного гражданина ФИО1 в отношении Ю., _______ г.р. Названным судебном актом, кроме этого установлено, что ФИО1 и Н. проживают совместно длительное время с апреля _______ г., ведут общее хозяйство, т.е. находятся в фактических семейных отношениях.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая, что у ФИО1 на территории Российской Федерации проживают гражданская супруга и несовершеннолетняя дочь, являющиеся гражданами РФ, суд считает возможным изменить административное наказание, назначенное ФИО1 в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Мирнинского районного суда РС (Я) от 15 февраля 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1, _______ года рождения, уроженца .........., зарегистрированного по адресу: ..........; проживающего по адресу: .........., изменить в части применения наказания по делу об административном правонарушении.
Считать ФИО1 подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева