ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-52/2022 от 14.03.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 7/1-52/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Амурского областного суда Аксаментова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Артель старателей Архара" Горяева П.А. на постановление судьи Архаринского районного суда Амурской области от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО "Артель старателей Архара",

У С Т А Н О В И Л :

постановлением судьи Архаринского районного суда Амурской области от 14 января 2022 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Архара» (ИНН 2810005441, ОГРН 1142813000439) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ООО "Артель старателей Архара" Горяев П.А. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить, либо изменить, снизив назначенное наказание. Считает, что дело об административном правонарушении было рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, поскольку подлежало рассмотрению Арбитражным судом. Обращает внимание на то, что нарушения, выявленные в ходе проверки Обществом, устранены, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено, за совершение однородных административных правонарушений Общество не привлекалось. Полагает, что имеются основания для назначения Обществу наказания с учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, либо с учетом положений ч.3.2 – 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель ООО "Артель старателей Архара" и защитник Горяев П.А. не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. В удовлетворении ходатайства руководителя МРУ Пробирной палаты России по ДФО Ф.И.О.2 о проведении судебного заседания с использованием видео-конференц-связи отказано.

Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

Судьей Архаринского районного суда при подготовке дела к рассмотрению указанные требования закона соблюдены.

Дело принято к производству и рассмотрено судьей Архаринского районного суда с соблюдением правил подсудности, установленных ст.23.1 КоАП РФ

В силу части 2 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, предусмотренных ч.2 ст.15.27 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Перечень административных дел подведомственных судьям арбитражных судов определен в абзацах четыре и пять части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В указанном перечне отсутствует статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (части 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не указанных в абзацах четвертом и пятом части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в том числе дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, дело рассмотрено судьей Архаринского районного суда с соблюдением правил подсудности. По доводам, указанным в жалобе о нарушении правил подсудности, постановление судьи районного суда отмене не подлежит.

Вместе с тем нахожу постановления судьи Архаринского районного суда Амурской области от 14 января 2022 года подлежащим отмене в связи со следующим.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП Российской Федерации судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в числе прочего, событие административного правонарушения.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в пределах объема вменённого лицу, в отношении которого ведется производство делу, расширение объема обвинения недопустимо и ухудшает положение этого лица.

Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела, Межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу на основании распоряжения Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу №115 п от 31 августа 2021 года в отношении ООО «Артель старателей Архара» проведена плановая документарная проверка с целью осуществления государственного контроля (надзора) за исполнением ООО «Артель старателей Архара» требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения при осуществлении купли-продажи драгоценных металлов, ювелирных и иных изделий их драгоценных металлов и драгоценных камней.

Согласно протоколу об административном правонарушении юридическим лицом ООО "Артель старателей Архара" в нарушение требований пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, пп. «а» п.3 и пп. «а» п.4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года №209; пп. «а» п.1.4, п.5.1, 5.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 N 110, не представило в уполномоченный орган – Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю:

1) 12.05.2021 г. совершена операция на сумму 18 762 780,38 рублей(предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

2) 13.05.2021 г. совершена операция на сумму 4 820 300,31 рубль(оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

3) 13.05.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты>(золото в слитках общим весом 5 447,2 гр.) на сумму 23 583 080,69 рублей;

4) 19.05.2021 г. совершена операция на сумму 24 348 080,53 рубля(предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

5) 21.05.2021 г. совершена операция на сумму 8 062 493,86 рублей(оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

6) 21.05.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты>золото в слитках общим весом 7 336,9 гр.) на сумму 32 410 574,39 рублей;

7) 24.05.2021 г. совершена операция на сумму 21 692 814,97 рублей(предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

8) 28.05.2021 г. совершена операция на сумму 6 020 892,20 рублей(оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

9) 28.05.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты>

(золото в слитках общим весом 6 226,7 гр.) на сумму 27 713 707,17 рублей

10) 31.05.2021 г. совершена операция на сумму 20299297,24 рубля (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла – золота);

11) 07.06.2021 г. совершена операция на сумму 1 870 121,87 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

12) 07.06.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты>

(золото в слитках общим весом 5 047,9 гр.) на сумму 22 169 419,11 рублей;

13) 08.06.2021 г. совершена операция на сумму 9 726 482,96 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

14) 11.06.2021 г. совершена операция на сумму 4 209 110,36 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

15) 11.06.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 3 199,7 гр.) на сумму 13 935 593,32 рубля;

16) 15.06.2021 г. совершена операция на сумму 18 113 604,53 рубля (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

17) 21.06.2021 г. совершена операция на сумму 1 345 334,05 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

18) 21.06.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 4 667,4 гр.) на сумму 19 458 938,58 рублей;

19) 25.06.2021 г. совершена операция на сумму 22 241 845,64 рубля (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

20) 29.06.2021 г. совершена операция на сумму 8 254 450,59 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

21) 29.06.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 7 423,8 гр.) на сумму 30 496 296,23 рубля;

22) 02.07.2021 г. совершена операция на сумму 21 430 678,78 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

23) 07.07.2021 г. совершена операция на сумму 6 564 633,04 рубля (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

24) 07.07.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 6 521,3 гр.) на сумму 27 995 311,82 рубля;

25) 13.07.2021 г. совершена операция на сумму 22 745 112,70 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

26) 21.07.2021 г. совершена операция на сумму 4 985 414,24 рубля (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

27) 21.07.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 6 449,5 гр.) на сумму 27 730 526,94 рубля;

28) 20.07.2021 г. совершена операция на сумму 18 800 172,32 рубля (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

29) 27.07.2021 г. совершена операция на сумму 4 516 023,07 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

30) 27.07.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 5 499,5 гр.) на сумму 23 316 195,39 рублей;

31) 29.07.2021 г. совершена операция на сумму 20 048 684,29 рублей (предоплата от <данные изъяты> продажу драгоценного металла - золота);

32) 03.08.2021 г. совершена операция на сумму 5 788 959,57 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

33) 03.08.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 6121,0 гр.) на сумму 25 837 643,86 рублей;

34) 11.08.2021 г. совершена операция на сумму 19 545 662,20 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

35) 16.08.2021 г. совершена операция на сумму 5 461 638,14 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

36) 16.08.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 5 999,4 гр.) на сумму 25 007 300,34 рубля;

37) 24.08.2021 г. совершена операция на сумму 15 205 833,15 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

38) 26.08.2021 г. совершена операция на сумму 4 143 684,50 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

39) 26.08.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 4 566,1 гр.) на сумму 19 349 517,65 рублей;ъ

40) 07.09.2021 г. совершена операция на сумму 21 485 397,65 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

41) 09.09.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 4 950,3 гр.) на сумму 20 815 024,94 рубля;

42) 16.09.2021 г. совершена операция на сумму 157 514,15 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

43) 16.09.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 200,0 гр.) на сумму 827 886,86 рублей;

44) 14.09.2021 г. совершена операция на сумму 15 967 708,28 рублей (предоплата от <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

45) 16.09.2021 г. совершена операция на сумму 9 017 229,16 рублей (оплата <данные изъяты> за продажу драгоценного металла - золота);

46) 16.09.2021 г. совершена отгрузка товара <данные изъяты> (золото в слитках общим весом 6 028,9 гр.) на сумму 24 984 937,44 рубля.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья Архаринского районного суда пришел к выводу о том, что ООО «Артель старателей Архара» в проверяемый период совершало операции купли-продажи драгоценных металлов по договору купли-продажи золота № 2100-04-21-03 от 15 апреля 2021 года, заключенному с <данные изъяты>, на суммы, превышающие 600000 рублей в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, пп. «а» п. 3 и пп. «а» п. 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 г. № 209; пп. «а» п. 1.4, п. 5.1, 5.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 г. № 110, не представило в уполномоченный орган - Росфинмониторинг сведения о всех совершенных, подлежащих обязательному контролю, 47 (сорока семи) операциях купли-продажи драгоценных металлов, не направив формализованные электронные сообщения по форме 1-ФМ.

Таким образом, постановление судьи не соответствует обязательным требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не содержит указаний на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кроме того судья Архаринского районного суда вышел за пределы вмененного в протоколе об административном правонарушении обвинения, указав на то, что Общество не представило в уполномоченный орган - Росфинмониторинг сведения о совершенных 47 (сорока семи) операциях купли-продажи драгоценных металлов, подлежащих обязательному контролю, вместо 46, сведения о совершении которых отражены в протоколе об административном правонарушении.

Не отражение в постановлении судьи Архаринского районного суда сведений о названии и дате совершенных операций купли-продажи драгоценных металлов, подлежащих обязательному контролю, не позволяет исключить операцию, по которой дело об административном правонарушении возбуждено не было.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа полноты и всесторонности рассмотрения дела, закрепленного в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о существенном нарушении процессуальных требований, содержащихся в статье 26.11 названного Кодекса.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, постановление судьи Архаринского районного суда Амурской области от 14 января 2022 года подлежит отмене с направлением материалов на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Архаринского районного суда Амурской области от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "Артель старателей Архара", отменить.

Материалы дела направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.14-30.17 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г.Владивосток, ул. Светланская, 54).

Судья Т.Г. Аксаментова

Дело № 7/1-52/2022