ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-59/2021 от 09.03.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Шимановского районного суда от 28 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением судьи Шимановского районного суда от 28 января 2021 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Шимановского районного суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, ненадлежащим образом исследованы и оценены доказательства административного материала, неверно применены нормы материального права, в результате чего по делу принято незаконное и необоснованное постановление. Протокол об административном правонарушении составлен с существенным недостатком, в связи с чем он подлежал возвращению в административный орган на стадии подготовки к рассмотрению дела. Из указанного в протоколе описания события правонарушения следует, что пост с призывом выхода граждан на митинг 13 января 2021 года был размещен ей (ФИО1) в мессенджере <данные изъяты> только 21 января 2021 года, что не соответствует обстоятельствам, установленным судьей при рассмотрении дела. Вопреки выводам, изложенным в постановлении о назначении административного наказания, она не являлась организатором публичного мероприятия, агитацию граждан не проводила, принимать участие в митинге не планировала, опубликовала пост необдуманно, не разобравшись с содержанием его текста. Умысла на нарушение законодательства, регулирующего порядок проведения публичных мероприятий, и совершение административного правонарушения она не имела, обязательства организатора митинга не принимала. Административное наказание назначено без учета сведений, характеризующих ее личность и имущественное положение, а также без учета смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. При этом нахождение на ее иждивении двух малолетних детей свидетельствует о возможности применения по настоящему делу положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и уменьшения размера назначенного административного штрафа.

На основании изложенного просит отменить постановление судьи Шимановского районного суда от 28 января 2021 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1, а также представитель МО МВД России «Шимановский», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие представляет собой открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В силу ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии

К числу критериев законности проведения публичного мероприятия относится соблюдение процедуры его организации, которая предусматривает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ).

Уведомлением о проведении публичного мероприятия является документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Как установлено ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 1, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.

Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Как следует из материалов дела, по результатам мониторинга социальных сетей и мессенджеров сотрудниками МО МВД России «Шимановский» было установлено, что 21 января 2021 года в 10 часов 11 минут ФИО1, находясь по адресу: <адрес>, посредством сотового телефона с абонентским номером <номер>, зарегистрированным на ее имя, осуществила организацию публичного мероприятия в форме митинга без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, а именно разместила в мессенджере «<данные изъяты>» в разделе «<данные изъяты>» сообщение, содержащее призыв граждан выйти 23 января 2021 года в 14 часов на центральную площадь г. Шимановска в целях проведения митинга по обозначенной проблеме общественно-политического характера, чем нарушила требования п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения и виновности ФИО1 в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № АО 28127475 ПР от 26.01.2021 г., рапортом инспектора направления ИАЗ МО МВД России «Шимановский» Ф.И.О.1 от 22.01.2021 г., объяснениями ФИО1 от 21.01.2021 г. и от 23.01.2021 г., предостережением от 21.01.2021 г., информационным сообщением мэра г. Шимановска № 201 от 25.01.2021 г. на запрос начальника МО МВД России «Шимановский», рапортом участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Шимановский» Ф.И.О.2 от 24.01.2021 г., скриншотом сообщения, размещенного ФИО1 21.01.2021 г. в 10 ч. 11 мин. в мессенджере «<данные изъяты>» в разделе «<данные изъяты>», показаниями свидетеля Ф.И.О.3 от 27.01.2021 г. и иными материалами дела.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден, административный материал составлен должностными лицами МО МВД России «Шимановский» в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей Шимановского районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений судьей районного суда не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, представленные в материалах дела доказательства оценены судьей по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

На основании результатов оценки представленной в материалах дела совокупности доказательств судьей районного суда сделан правильный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Оснований для переоценки выводов судьи, в том числе и по доводам рассматриваемой жалобы, не имеется.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ разрешение вопроса о виновности лица в совершении правонарушения имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Из диспозиции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения выражается в том числе в организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

По смыслу вышеприведенных правовых норм и правовой позиции Верховного Суда РФ, оповещение возможных участников публичного мероприятия представляет собой самостоятельные действия, направленные на организацию публичного мероприятия, которые не ставятся в зависимость от проведения предварительной агитации, формы проведения публичного мероприятия и его целей.

При этом, исходя из положений ст. 5, 10 Федерального закона № 54-ФЗ, оповещение граждан о публичном мероприятии и проведение предварительной агитации организатор либо уполномоченные им лица вправе осуществлять только с момента согласования времени и места проведения публичного мероприятия с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Информационное содержание сообщения, размещенного ФИО1 21 января 2021 года в 10 часов 11 минут в мессенджере «<данные изъяты>» в разделе «<данные изъяты>» (л.д. 14), с учетом общеизвестного факта проведения несанкционированных публичных мероприятий на территории Российской Федерации 23 января 2021 года, носивших общественно-политический характер, подтверждает правильность выводов должностного лица МО МВД России «Шимановский» и судьи районного суда об организации ФИО1 публичного мероприятия в форме митинга без подачи соответствующего уведомления, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ФИО1 объективной возможности исполнить требования законодательства, регулирующего порядок проведения публичных мероприятий, в материалах дела не содержится, что свидетельствует о ее виновности в совершении административного правонарушения.

Доводы ФИО1 о том, что ее действия не были направлены на организацию публичного мероприятия, а сообщение размещалось в мессенджере «<данные изъяты>» необдуманно, без учета его смысловой нагрузки, не основаны на каких-либо объективных доказательствах и расцениваются как избранный способ защиты, направленный на уклонение от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении № АО 28127475 ПР от 26.01.2021 г. обоснованно признан судьей Шимановского районного суда допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку данный процессуальный документ не содержит существенных недостатков, отвечает требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и составлен уполномоченным должностным лицом – участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН МО МВД России «Шимановский» Ф.И.О.2 Фактические обстоятельства совершенного правонарушения нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, при этом какого-либо несоответствия в обстоятельствах, указанных должностным лицом и установленных судьей районного суда, не усматривается. Вопреки позиции заявителя, как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о назначении административного наказания изложены сведения о размещении ФИО1 публичного сообщения, содержащего призыв граждан к участию в митинге 23 января 2021 года (л.д. 4, 24-29).

Доводы ФИО1 о создании органами власти препятствий в реализации прав, предусмотренных ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку заявитель привлечена к административной ответственности за нарушение установленного порядка организации публичного мероприятия, а не вследствие реализации права на свободу выражения мнения.

Вопреки доводам жалобы, правовые основания для изменения судебного постановления в части назначенного административного наказания отсутствуют.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Из содержания постановления от 28 января 2021 года усматривается, что при разрешении вопроса о назначении административного наказания судья Шимановского районного суда руководствовался положениями главы 4 КоАП РФ и с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения ФИО1 административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно в размере 20000 рублей, поскольку такое наказание отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Ссылки заявителя жалобы на наличие обстоятельства, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, подлежат отклонению, так как дети, находящиеся на иждивении ФИО1, малолетними не являются (л.д. 35-36).

Поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, по настоящему делу не установлено, основания для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ отсутствуют. При этом само по себе наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, двух несовершеннолетних детей к таковым обстоятельствам не относится.

С учетом изложенного, поскольку нарушений норм материального и процессуального права по результатам рассмотрения дела судьей Шимановского районного суда не допущено, обжалуемое постановление от 28 января 2021 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Шимановского районного суда от 28 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а ее жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).

Судья Амурского

областного суда В.Г. Михайленко

1версия для печатиДело № 7/1-59/2021 (Решение)