ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-62/17 от 06.04.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Соловьев В.Е. дело № 7/1-62/17

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 6 апреля 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Сыренова С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя отдела лицензирования образовательной деятельности и организационно-правовой работы Департамента по контролю и надзору Министерства образования и науки РС (Я) Постниковой И.Р. на постановление судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Розовая чайка», которым

постановлено:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Розовая чайка» муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия), в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд

установил:

На основании приказа Министерства образования РС(Я) от 03 февраля 2017 года № ... «О проведении плановой выездной проверки муниципального казенного общеобразовательного учреждения «********» МР .......... улус (район) РС(Я) при проведении проверки был выявлен факт осуществления образовательной деятельности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Розовая чайка» (далее - МБДОУ Детский сад «Розовая чайка») без разрешения (лицензии) с 26 ноября 2005 года по настоящее время.

Заместителем руководителя отдела лицензирования образовательной деятельности и организационно-правовой работы Департамента во контролю и надзору Министерства образования и науки РС(Я) (далее - Департамента по контролю и надзору МОиН РС(Я)) Постниковой И.Р. составлен протокол об административном правонарушении № ... от 20 февраля 2017 года, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении МБДОУ Детский сад «Розовая чайка».

Постановлением судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2017 года производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением суда, заместитель руководителя отдела лицензирования образовательной деятельности и организационно-правовой работы Департамента по контролю и надзору Министерства образования и науки РС (Я) Постникова И.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое постановление. В обоснование своих требований указала, что решение суда необоснованно, принято по неполно исследованным и оцененным обстоятельствам дела, имеющим значение для правильного разрешения спора, а также с нарушением норм материального права.

В судебном заседании заместитель руководителя отдела лицензирования образовательной деятельности и организационно-правовой работы Департамента по контролю и надзору Министерства образования и науки РС (Я) Постникова И.Р. жалобу поддержала в полном объеме.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Розовая чайка» на судебном заседании отсутствует, было извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В силу частей 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данная статья направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, с охраной культурных ценностей, осуществлением образовательной деятельности.

Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Как следует из материалов дела, в МБДОУ Детский сад «Розовая чайка» без получения лицензии осуществляется образовательная деятельность.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МБДОУ Детский сад «Розовая чайка» протокола по делу об административном правонарушении от 20.02.2017.

Согласно протоколу об административном правонарушении № ... от 20.02.2017 было установлено, что МБДОУ Детский сад «Розовая чайка» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам, которая продолжается по настоящее время без соответствующего разрешения (лицензии). Срок действия имеющейся в настоящее время лицензии на право образовательной деятельности от 25 ноября 2002 года истек 26 ноября 2005 года.

Верхнеколымский районный суд РС(Я) в своем постановлении от 01.03.2017 указал, что при проведении проверки юридического лица МБДОУ Детский сад «Розовая чайка» не применены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверка проведена с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок, в связи с этим добытые доказательства в ходе данной проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

Между тем согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно перечню должностных лиц Министерства образования РС(Я), утвержденного приказом Министерства № ... от 24.04.2014 заместитель руководителя отдела лицензирования образовательной деятельности и организационно-правовой работы Департамента по контролю и надзору Министерства образования и науки РС (Я) Постникова И.Р. уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном деле проверка в порядке, предусмотренном Законом №294-ФЗ, не проводилась и оснований для ее проведения с учетом ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, не требовалось.

Таким образом, выводы суда о том, что проверка проведена с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не соответствует обстоятельствам дела.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии является грубым нарушением Закона об образовании, нарушает права и интересы несовершеннолетних граждан, посещающих данное образовательное учреждение и не способных самостоятельно защищать свои права и интересы.

При рассмотрении в суде первой инстанции административного дела в отношении МБДОУ Детский сад «Розовая чайка» обстоятельства совершения административного правонарушения, указанные в протоколе по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, надлежащей правовой оценки не получили. Районным судом не выполнены требования статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом и на основании пункта 4 части 1 ст. 30.7 Кодекса влечет отмену решения и направление дела на новое рассмотрение.

При этом срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 ст. 8.6 КоАП РФ, составляющий в силу статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях один год, не истек.

При таких обстоятельствах решение Верхнеколымского районного суда РС(Я) подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дела.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

Решение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Розовая чайка» отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного Суда РС (Я): С.Н. Сыренова