ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-65/2013 от 22.07.2013 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

  Судья <...>    

Дело № 7/1-65/2013                                                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

22 июля 2013 года                                                                                    г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Кукшинова О.М.,

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Гурской А.Ю., действующей на основании доверенности № <...> от <...>,

представителей административного органа - комитета тарифов и цен правительства ЕАО Гаева В.В., действующего на основании доверенности № <...> от <...>, Журбеновой Н.А., действующей на основании доверенности № <...> от <...>,

рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу, поданную защитником Гурского В.А. - Гурской А.Ю., на решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.06.2013 по жалобе Гурского В.А. на постановление заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А. № 11 от 23.05.2013, о привлечении к административной ответственности Гурского В. А.

У С Т А Н О В И Л А :

Постановлением заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А. № 11 от 23.05.2013 Гурский В.А., как должностное лицо - генеральный директор ООО «Найфельд ЖКХ», признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Гурский В.А. через своего защитника Гурскую А.Ю. подал жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.06.2013 постановление заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А. № 11 от 23.05.2013 об административном правонарушении в отношении Гурского В.А. оставлено без изменения, жалоба Гурского В.А. - без удовлетворения.

В жалобе на решение защитником Гурского В.А. - Гурской А.Ю. ставится вопрос об отмене решения судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.06.2013 и прекращении производства по делу, в связи с нарушением норм права. Мотивируя требования, Гурская А.Ю. указала, что судья, придя к выводу о возможности своевременного обращения Гурского В.А. в комитет тарифов и цен с заявлением и предварительными расчётами, не сослалась на нормы законодательства.

Правилами регулирования тарифов, надбавок, предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ 14.07.2008 № 520, не определён порядок и сроки подачи заявления об установлении тарифов для вновь созданной организации.

ООО «Найфельд ЖКХ» подало заявления об установлении тарифов в течение текущего финансового года - 17.10.2012 и 26.11.2012.

Вменённое правонарушение порядка ценообразования имело место непродолжительный период. Доказательств, причинения действиями Гурского В.А. какого-либо вреда или иных негативных последствий от правонарушения материалы дела не содержат. В настоящее время тарифы для ООО «Найфельд ЖКХ» установлены. Поэтому данное правонарушение является малозначительным.

На рассмотрение жалобы, после надлежащего уведомления, Гурский В.А. в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

С учётом мнения лиц, участвующих в деле, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник Гурского В.А. - Гурская А.Ю. доводы и требования жалобы поддержала, просила решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.06.2013 отменить, прекратив производство по делу в связи с отсутствием в действиях Гурского В.А. состава административного правонарушения.

Пояснила, что ООО «Найфельд ЖКХ» в период с 18.08.2013 - начала оказания населению Найфельдского сельского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению по даты обращения с заявлением об установлению тарифов на тепловую энергию и холодное водоотведение, производило расчёты тарифов и готовило соответствующий пакет документов для предъявления в комитет тарифов и цен Правительства ЕАО. Кроме того, совершённое правонарушение является малозначительным, поэтому в отношении должностного лица можно вынести административное наказание в виде предупреждения.

Представители комитета тарифов и цен правительства ЕАО Гаев В.В. и Журбенова Н.А. в судебном заседании с доводами, указанными в жалобе и поддержанными защитником Гурского В.А. - Гурской А.Ю. не согласились, просили жалобу оставить без удовлетворения.

Суду представитель комитета тарифов и цен правительства ЕАО Гаев В.В. пояснил, что ООО «Найфельд ЖКХ», придя на рынок коммунальных услуг, в период с 18.08.2012 до подачи заявлений об установлении тарифов 17.10.2012 и 26.11.2012, предоставляло потребителям Найфельдского сельского поселения услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в отсутствие утверждённых тарифов, по тарифам прежней ресурсоснабжающей организации. Организация имела возможность своевременно обратиться только с заявлением об установлении тарифов в комитет тарифов и цен правительства ЕАО, предоставив позднее расчёты и соответствующие документы, но не сделало этого. Поэтому в действиях должностного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.     

Заместитель прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. просила в удовлетворении жалобы отказать. Суду пояснила, что факт совершения должностным лицом генеральным директором ООО «Найфельд ЖКХ» Гурским В.А. административного правонарушения подтверждается материалами дела. Его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку он, являясь генеральным директором ООО «Найфельд ЖКХ» осуществлял предоставление коммунальных услуг в отсутствие установленных в законном порядке тарифов, чем нарушил требования федерального законодательства об основах регулирования тарифов на услуги ЖКХ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Гурской А.Ю., заместителя прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. представителей комитета тарифов и цен правительства ЕАО Гаева В.В. и Журбенову Н.А., оснований для отмены решения судьи Биробиджанского районного суда от 24.06.2013, не нахожу.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверены в полном объёме на основании имеющихся в деле материалов.

Как следует из материалов дела, во исполнение задания прокуратуры ЕАО от 12.03.2013, прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка исполнения законодательства о тарифообразовании, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об основах регулирования тарифов организации коммунального хозяйства ООО «Найфельд ЖКХ».

Так, установлено, что 18.08.2012 между администрацией муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области и ресурсоснабжающей организацией «Найфельд ЖКХ» заключены договоры безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Целевым назначением которых является обеспечение бесперебойного оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.

Во исполнение указанных выше договоров, ООО «Найфельд ЖКХ» с 18.08.2012 обеспечивает население Найфельдского сельского поселения жилищно-коммунальными услугами по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

При проведении проверки деятельности организации установлено, что в период с 18.08.2012 по март 2013 года осуществлялось предоставление услуг в отсутствие утвержденных комитетом тарифов и цен Правительства ЕАО, и как следствие сбор денежных средств с нарушением порядка ценообразования.

Статьёй 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания участников ООО «Найфельд ЖКХ» № 1 на должность генерального директора ООО «Найфельд ЖКХ» с <...> назначен Гурский В.А.

По факту выявленного административного правонарушения заместителем прокурора Биробиджанского района А.Д. Волохович вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Найфельд ЖКХ» Гурского В.А.

Указанное постановление направлено прокурором для рассмотрения в административный орган.

По результатам рассмотрения указанного постановления, заместитель председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А. вынес постановление № 11 от 23.05.2013, которым должностное лицо - генерального директора ООО «Найфельд ЖКХ» Гурского В.А. привлёк к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность должностного лица - генерального директора ООО «Найфельд ЖКХ» Гурского В.А. подтверждён совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Перечень коммунальных услуг установлен ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Пункт 1 ст. 424 ГК РФ гласит, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду - водоснабжение, теплоснабжение и водоотведение согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 вышеназванного Закона органы регулирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 3 указанных Правил организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 соответствующий пакет документов.

В соответствии с п. 2 Положения о комитете тарифов и цен Правительства ЕАО, утвержденного постановлением Правительства ЕАО от 26.05.2009 № 169-пп, комитет тарифов и цен Правительства ЕАО, является органом исполнительной власти ЕАО, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.

По смыслу указанных выше правовых норм, ООО «Найфельд ЖКХ», являясь организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, до заключения договоров с потребителями и другими организациями, обязано было в установленном законом порядке установить тарифы на товары и услуги, оказываемые организацией, а именно обратиться с заявлением об установлении тарифов в уполномоченный орган.

Однако, в период с 18.08.2012 по 19.03.2013 тариф на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение для ООО «Найфельд ЖКХ» комитетом тарифов и цен Правительства ЕАО установлен не был.

При этом в комитет тарифов и цен Правительства ЕАО с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию ООО «Найфельд ЖКХ» обратилось только 17.10.2012, а с заявлением об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение - 26.11.2012.

Исходя из вышеизложенного, судьёй районного суда правомерно указано, что субъектом совершенного правонарушения является ООО «Найфельд ЖКХ», которое, в силу приведенных правовых положений, обязано было производить начисления и расчеты с гражданами с соблюдением установленного порядка ценообразования, однако, фактически предоставляло потребителям услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в части расчётов за тепловую энергию в период с 18.08.2012 по 17.10.2012 и в период с 18.08.2012 по 26.11.2012 расчётов за холодную воду и водоотведение с потребителями Найфельдского сельского поселения Биробиджанского района ЕАО, в том числе с ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района», и применяло тарифы на указанные ресурсы, не установленные в законном порядке, что является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования в данной сфере.

Действующим законодательством установлен порядок ценообразования (тарифов) на услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе предусмотрены основания для досрочного пересмотра и установления органами регулирования новых тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

Поскольку должностное лицо Гурский В.А. не представил доказательств принятия им каких-либо мер, направленных на соблюдение требований законодательства о порядке ценообразования на предоставляемые услуги, то обоснованным является вывод судьи о том, что генеральный директор общества Гурский В.А. имел возможность своевременно обратиться в комитет тарифов и цен правительства ЕАО с заявлением и предварительными расчётами тарифов на предоставляемые услуги ЖКХ. Кроме того, с момента начала оказания жилищно-коммунальных услуг, он имел право обратиться с заявлением об установлении соответствующих тарифов, предоставив соответствующие расчёты и документы их обосновывающие дополнительно.

Оценив представленные доказательства всесторонне, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о виновности должностного лица ООО «Найфельд ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Довод жалобы об отсутствии установленных органами регулирования сроков предоставления документов об установлении тарифов и надбавок в отношении организации коммунального комплекса подлежит отклонению, поскольку процедура установления, изменения платы за предоставляемые услуги ЖКХ регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и законные интересы лиц, проживающих в жилых помещений, как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющими компаниями, которым не предоставлено права произвольного, по своему усмотрению, установления, изменения размера платы за предоставляемые услуги.

Именно поэтому ЖК РФ и иные подзаконные акты не предусматривают каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному установлению и изменению платы за жилищно-коммунальные услуги.

Доводы о малозначительности совершенного правонарушения не основаны на законе.

В соответствии статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Деяние, совершенное Гурским В.А., посягает на установленный законом государством порядок ценообразования.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ не может быть признано малозначительным, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, и она заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном, халатном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в нарушении им установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования в сфере ЖКХ.

Иные доводы жалобы, а так же доводы, заявленные защитником Гурской А.Ю. в судебном заседании, были предметом проверки судьёй Биробиджанского районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судьёй обстоятельств и представленных доказательств. Оснований для иной их оценки, не имеется.

Наказание назначено должностному лицу в размере санкции указанной нормы.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ безусловную отмену решения судьи от 24.06.2013, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

         С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.4-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.06.2013 по жалобе генерального директора ООО «Найфельд ЖКХ» Гурского В. А. на постановление заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А. № 11 от 23.05.2013, о привлечении Гурского В. А. к административной ответственности оставить без изменения.

Жалобу, поданную защитником генерального директора ООО «Найфельд ЖКХ» Гурского В. А. - Гурской А.Ю., без удовлетворения.

Судья суда ЕАО                                                                                        О.М. Кукшинова