Дело № 7/1-83/2020
Р Е Ш Е Н И Е
26 мая 2020 года г. Благовещенск
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 угли на постановление судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года гражданин Республики Узбекистан ФИО1 угли признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФИО1 угли обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что в связи с временным ограничением на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории РФ на территорию иностранных государств, введенным поручением Правительства РФ от 20.03.2020 г. № ТГ-П12-2111 с 00:00 часов по московскому времени 23 марта 2020 года, он необоснованно долго, а именно с 27 февраля 2020 года, находится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области. Срок его пребывания в специальном учреждении превышает максимально предусмотренный КоАП РФ срок административного ареста, что нарушает его права и законные интересы. Поскольку о временной невозможности исполнения судебного решения, обусловленной сложившейся эпидемиологической обстановкой, ранее ему не было известно, ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года и на основании приведенных доводов просит изменить данный судебный акт в части назначенного административного наказания путем исключения административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В судебном заседании ФИО1 угли ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил изменить итоговое судебное постановление в части назначенного наказания.
Представитель ОВМ МО МВД России «Благовещенский», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока обжалования и жалоба на судебное постановление рассмотрены при состоявшейся явке.
По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года прихожу к выводу о том, что установленный процессуальный срок пропущен ФИО1 угли по уважительной причине, обусловленной сложившейся эпидемиологической обстановкой и введением режима повышенной готовности в субъектах РФ, в том числе Амурской области, в связи с чем пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения ФИО1 угли, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Как установлено п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27 февраля 2020 года в 07 часов 00 минут в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан сотрудниками ОВМ МО МВД России «Благовещенский» и УФСБ России по Амурской области <данные изъяты> был выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1 угли, <дата> года рождения, который передан в отдел по вопросам миграции для установления законности нахождения на территории Российской Федерации. По результатам проверки установлено, что ФИО1 угли нарушил режим пребывания в Российской Федерации путем уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания – до 28 декабря 2018 года, чем нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения и виновности гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 578 от 27.02.2020 г., рапортом инспектора ОВМ МО МВД России «Благовещенский» Ф.И.О.5 от 27.02.2020 г., объяснением ФИО1 угли от 27.02.2020 г., досье иностранного гражданина ФИО1 угли, данными АС ЦБДУИГ ФМС России, миграционной картой серии 5317 № 1513536 и иными материалами дела.
Порядок привлечения ФИО1 угли к административной ответственности соблюден, административный материал составлен сотрудниками ОВМ МО МВД России «Благовещенский» в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений должностными лицами допущено не было.
Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей Благовещенского городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, судьей городского суда при рассмотрении дела соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 угли в соответствии с санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Рассматривая доводы жалобы о возможности изменения судебного постановления в части назначенного административного наказания, прихожу к следующим выводам.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от № 68-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено, в том числе принятие решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; принятие постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения.
В целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 г. № 763-р введено временное ограничение движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.
Кроме того, на основании поручения Правительства РФ от 20.03.2020 г. № ТГ-П12-2111 с 00:00 часов по московскому времени 23 марта 2020 года введено временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств.
На основании Указа Президента РФ от 18.04.2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно приостановлено течение сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации (пп. «в» ст. 1 и пп. «б» ст. 2 Указа).
Данные обстоятельства препятствуют исполнению постановления судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года в части принудительного выдворения гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1); арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть 2).
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Из данной статьи в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что право на свободу и личную неприкосновенность, а также право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); никто не может быть подвергнут произвольному аресту или задержанию (ст. 9); каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8).
Как установлено п. «а» ч. 1 ст. 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985 г. Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом международных обязательств государств, в которых они находятся, правом на личную неприкосновенность; ни один иностранец не должен быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) также устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (ч. 1 ст. 9); при этом каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно (ч. 4 ст. 9).
Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 угли с 27 февраля 2020 года содержится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области, при этом не имеется оснований полагать, что в условиях введенного в Российской Федерации режима повышенной готовности связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судебное постановление в части принудительного выдворения данного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации будет исполнено в кратчайший срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 17.02.1998 г. № 6-П, от 23.05.2017 г. № 14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, дальнейшее содержание гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли в Центре временного содержания не отвечает целям соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, в связи с чем постановление судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ФИО1 угли административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 угли изменить путем исключения из него указания на назначение ФИО1 угли административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Благовещенского городского суда от 27 февраля 2020 года оставить без изменения.
Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренную пунктом 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.
Освободить ФИО1 угли, <дата> года рождения, из специализированного учреждения – Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Амурской области в зале судебного заседания, немедленно.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко
Дело № 7/1-83/2020