ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-88/2021 от 05.03.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Иванова А.И. дело № 7/1-88/2021

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 05 марта 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, _______ года рождения,

установил:

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного ареста на 15 (пятнадцать) суток, исчисляемого с момента его задержания – 01 час. 50 мин. 22 января 2021 года.

В жалобе, а также дополнении к ней ФИО1 просит об отмене указанного судебного акта и прекращении производства по делу за отсутствием состава правонарушения. Ссылается на непредоставление возможности воспользоваться услугами адвоката при нахождении в отделении полиции, непредоставлении судьей возможности ознакомления с материалами дела в нарушение его права на защиту, несоответствии выводов судьи фактическим обстоятельствам дела, отказ судьи просматривать видеозапись его задержания, а также вызова свидетеля.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, а также сотрудника полиции, составившего протокол об административном правонарушении Т., прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

В силу пунктов 1,2 4, 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), деятельность полиции осуществляется по основным направлениям, в том числе, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях.

На полицию в числе прочего возложена обязанность обеспечивать: - общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (пункт 7 части 1 статьи 12 Закона о полиции); - осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом (пункт 10); - пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11); - принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан (пункт 16).

В силу пунктов 3, 8 части 1 статьи 13 Закона о полиции для выполнения возложенных обязанностей предоставлено право: - вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; - составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Согласно частей 3, 4 статьи 30 Закона о полиции, законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами, невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении, основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, явились факты того, что 22 января 2021 года в 00 час. 30 мин. в подъезде дома № ... по ул. .........., г.Якутска, сотрудниками УУП ОП №2 МУ МВД России «Якутское» ********П. и о/у ОУР ОП №2 МУ МВД России «Якутское» мл. ********У. для установления личности лица, подходящего по ориентировке на ФИО1 (в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации - «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), подошли к ФИО1, представились сотрудниками полиции, назвали свои должности, звание, фамилии и предъявили служебные удостоверения и сообщили ему, что он подходит под описание лица, указанного в ориентировке, о необходимости установить его личность, попросили предъявить его документы, удостоверяющие личность.

Услышав причину и цель их обращения, ФИО1 стал вести себя агрессивно, в грубой форме отказался назвать свои персональные данные (Ф.И.О., адрес проживания), отказался предъявить документы, удостоверяющие личность, при этом использовал нецензурные слова, угрожал увольнением со службы, предпринял попытки уйти, при этом, несмотря на то, что сотрудники полиции стояли напротив него, наваливался на них и толкал грудью. После неоднократного предупреждения сотрудниками полиции о том, что он оказывает неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, ФИО1 продолжал кричать, выражался нецензурной бранью. После предупреждения сотрудниками полиции ФИО1 о применении физической силы в случае продолжения им незаконных действий, последний предпринял попытку скрыться в квартире № ... вышеуказанного дома, при этом он оттолкнул рукой сотрудника полиции У. и начал убегать, после сего сотрудниками полиции в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» в отношении ФИО1 была применена физическая сила, а именно, боевой прием борьбы, в ходе которого ФИО1 вступил в борьбу с сотрудниками полиции, хватался за руки и элементы верхней одежды.Факт совершения привлекаемым лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами. Кроме того, пояснениями свидетелей – сотрудников полиции о/у У., а также УУП П., данными в настоящем судебном заседании, значимые обстоятельства дела также подтверждены и сомнений не вызывают, при этом заявителем не опровергнуты. Сотрудники МУ МВД России «Якутское» в данном случае действовали в рамках предоставленных им законом полномочий по выявлению и пресечению противоправных действий и их требования, предъявленные лицу, в отношении которого решается вопрос о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, являются законными.При этом, в силу статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Из смысла части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к нему этой меры не противоречило положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Таким образом, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.Довод заявителя о том, что при составлении протокола об административном правонарушении нарушены его права, ввиду отказа вызвать защитника при составлении протокола об административном правонарушении, несостоятельны.В данном случае ФИО1 не ходатайствовал о вызове какого-либо конкретного защитника. В материалах дела такие ходатайства отсутствуют. При рассмотрении дела заявитель на необходимость вызвать конкретного адвоката, с которым у него заключено соглашение также не указывал.Нормы КоАП РФ не содержат обязанности лица, составляющего протокол об административном правонарушении в обязательном порядке обеспечивать лицо, привлекаемое к ответственности, защитником.При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении вопреки доводам заявителя о его недостатках, составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовые основания для возвращения протокола должностному лицу, в орган составившие его на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае у судьи отсутствовали. Довод заявителя о непредоставлении судьей возможности ознакомления с материалами дела, нарушении тем самым его права на защиту, несоответствии выводов судьи фактическим обстоятельствам дела, отказ судьи просматривать видеозапись его задержания, а также вызова свидетеля, на законность и обоснованность оспариваемого постановления не влияют, исходя из следующего. Поведение ФИО1 в городском суде 23.01.2021, выразившееся в его отказе заполнить анкетные данные в подписке, что подтверждается соответствующим актом (л.д.35), а также отказе от получения копии оспариваемого постановления (л.д. 40), расцениваю как злоупотребление правом. При таких обстоятельствах его утверждения о нарушении процессуальных прав в части непредоставления возможности ознакомиться с делом, признаю голословными. Утверждения заявителя о несоответствии выводов судьи фактическим обстоятельствам по делу, опровергаются материалами дела. Ссылка заявителя относительно отказа судьи городского суда в просмотре видеозаписи его задержания, а также вызова свидетеля отклоняется, ввиду рассмотрения их в настоящем судебном заседании. Так, ходатайство о приобщении к делу указанной видеозаписи на CD диске и изучении данной записи в настоящем заседании, удовлетворено. Однако, указанная запись просмотрена, и из ее содержания значимых сведений для существа дела не усматривается. В удовлетворении ходатайства заявителя о допросе и вызове свидетеля Н. отказано, поскольку из материалов дела не следует, и заявителем не приведено убедительных данных о том, что его пояснения могут как то повлиять на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Административное наказание в виде административного ареста назначено ему в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья обоснованно учел в качестве отягчающего вину лица обстоятельства – повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25.06.2020, вступившее в законную силу на основании решения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) - 01 октября 2020 года). Исходя из конкретных установленных судом обстоятельств совершения административного правонарушения, данных о личности правонарушителя, вид наказания и размер наказания (срок административного ареста) избран судьей обоснованно, отвечает целям административного наказания, закрепленным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для признания назначенного наказания несправедливым в силу его чрезмерности не усматривается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, _______ года рождения, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в 9 кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается в 9 кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО2 Никодимов