ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/1-9/19 от 17.01.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья: Москвитина М.Р. Дело № ...

РЕШЕНИЕ

г.Якутск 17 января 2019г.

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Якутского городского суда от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

09 августа 2018г. инспектором Счетной палаты РС(Я) ФИО2 в отношении министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ в связи с нарушением условий предоставления субсидии на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в раках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.10.2016 № 372.

23 августа 2018г. Якутским городским судом вынесено постановление о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях должностного лица состава правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда РС(Я) от 23 октября 2018г. данное постановление отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановлением судьи Якутского городского суда от 05 декабря 2018г. должностное лицо ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Верховный Суд РС(Я), в которой просит его отменить, считая незаконным. Указывает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку предоставление утвержденного плана, обеспечивающего достижение к 2025г. 100% ликвидацию 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50% и выше, и сведений о специалистах муниципальных районов и городских округов, осуществляющих строительный контроль, в контексте заключенного между сторонами Соглашения не требовалось. Кроме того, обязанность по приему и проверке документов, необходимых для предоставления субсидии, отбор получателей субсидии возложена на Министерство образования РС(Я). Также она не была надлежащим образом извещена о дате и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Счетной палаты РС(Я) ФИО3, представителя Министерства строительства РС(Я) ФИО4, представителя ФИО1 – ФИО5, нахожу постановление суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи и ст.15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

На основании ст.78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован ст.139 БК РФ.

Согласно п.3 указанной статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями приведенного.

Указом Главы РС(Я) от 29 февраля 2016г. №964 утверждена Государственная программа «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях РС(Я) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016-2025 годы».

Постановлением Правительства РС(Я) от 12 октября 2016г. №372 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".

Постановлением Правительства РС(Я) от 19 апреля 2014г. №102 утверждены Правила предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и их распределения между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.

В соответствии с разделом VII «Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» Государственной программы Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я) является уполномоченным органом по предоставлению субсидии из государственного бюджета республики местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству здания и пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, реконструкции и приобретению зданий и сооружений.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2014г. №114 ФИО1 назначена на должность министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я).

15 марта 2017г. между Министерством архитектуры и строительного комплекса РС(Я) и муниципальным районом «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я) заключено Соглашение о предоставлении последнему в 2017г. субсидии из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) на строительство и оснащение объекта «Школа на 220 учащихся в с.Хомустах Намского наслега Верхневилюйского улуса» РС(Я) в размере 192 103 311,11 руб., в том числе 172 892 980,00 руб. из федерального бюджета, 19 210 331,11 руб. из государственного бюджета республики.

Дополнительным соглашением № ... от 15 марта 2017г. данное соглашение изменено, размер субсидии определен в размере 196 107 162,49 руб., в том числе 176 496 446,24 руб. из федерального бюджета, 19 610 716,25 руб. из государственного бюджета республики.

Министерством архитектуры и строительного комплекса РС(Я) платежными поручениями от 23 августа 2017г. № ..., от 28 сентября 2017г. № ..., от 26 октября 2017г. № ..., от 28 ноября 2017г. № ..., от 18 декабря 2017г. № ... и 217408, от 28 декабря 2017г. № ... перечислена субсидия в размере 84 996 055,82 рубля в бюджет МР «Верхневилюйский улус».

В соответствии с п.2.8 Плана работы Счетной палаты РС(Я) на 2018г., поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Счетной палатой РС(Я) проведены контрольные мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на приобретение (выкуп), строительств (реконструкцию), капитальный ремонт и сейсмоусиление зданий общеобразовательных школ в рамках государственных программа Республики Саха (Якутия)».

В результате проверки выявлено, что в нарушение условий, закрепленных в п.2.1 раздела 2 Соглашения, раздела VII ГП-64 и Порядка предоставления и расходования субсидий из госбюджета республики получателем субсидии не были представлены следующие документы: утвержденный план, обеспечивающий достижение к 2025г. 100-процентной ликвидации 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше; сведения о специалистах муниципальных районов и городских округов, осуществляющих строительный контроль, либо заверенную в установленном порядке копию договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов.

Согласно п.2.1 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидии» Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным районом условий предоставления субсидии, Правил предоставления субсидии, а также обязательств, предусмотренных Соглашением.

В соответствии с условиями предоставления и расходования субсидии (раздел VII ГП-64), Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС(Я) местным бюджетам на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях республики в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2016 года № 372 являются:

а) наличие в бюджете муниципальных районов и городских округов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации плана мероприятий, указанного в подпункте «б» раздела VII;

б) наличие в муниципальных районах и городских округах утвержденного плана, обеспечивающего достижение в 2025 году 100-процентной ликвидации 2 смены и переход обучающихся в новые школы из зданий школ с износом 50 процентов и выше, предусматривающего следующие мероприятия, в том числе:

модернизацию инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, строительство зданий, пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп), аренда зданий и помещений, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- оптимизацию загруженности общеобразовательных организаций (эффективное использование имеющихся помещений (в том числе за счет сетевого взаимодействия), повышение эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации дополнительного, профессионального и высшего образования, проведение организационных мероприятий, направленных на оптимизацию образовательной деятельности, и кадровых решений, в том числе решений по повышению квалификации педагогических работников начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- поддержку развития негосударственного сектора общего образования;

в) наличие документов, подтверждающих объемы необходимых расходов по мероприятиям, указанным в подпункте «б», в том числе при строительстве, реконструкции и приобретении зданий (помещений):

- проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы (при строительстве, реконструкции);

- проектно-сметная документация (при приобретении зданий (помещений),

- подтверждение наличия земельного участка, выделенного в установленном порядке под строительство общеобразовательных организаций и объектов инженерной инфраструктуры, находящегося вне зоны регулярного подтопления паводковыми водами и вне обременений в использовании земельных и иных имущественных споров, ареста (запрещения к использованию);

- использование типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

г) наличие в муниципальных районах и городских округах специалистов, осуществляющих строительный контроль, либо предоставление заверенной в установленном порядке копии договора о привлечении физического или юридического лица для проведения строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ требованиях технических регламентов.

Таким образом, представление получателем субсидии вышеуказанных документов является обязательным условием для предоставления субсидии.

Поскольку Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я) является уполномоченным органом по предоставлению субсидии из государственного бюджета республики на реализацию мероприятий по строительству здания и пристроя к зданиям общеобразовательных организаций, реконструкции и приобретению зданий и сооружений, то при предоставлении субсидий им не проверены соответствие представленных документов условиям предоставления субсидии, и при отсутствии необходимых документов не истребованы ни у получателя субсидии, ни у Министерства образования и науки РС(Я). Следовательно, Соглашение между сторонами заключено в нарушение положений ст.139 БК РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом о выявлении факта совершения административного правонарушения, Соглашением и дополнительным соглашением от 15 марта 2017г. с приложениями, платежными поручениями, и иными материалами дела, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Установив, что должностным лицом - министром архитектуры и строительного комплекса РС(Я) ФИО1 нарушены условия предоставления субсидий, судья пришел к обоснованному выводу о том, что указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ. и должностное лицо правомерно привлечено к административной ответственности.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции предусмотренной ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения отклоняются, как необоснованные. Вина должностного лица ФИО1 заключается в ненадлежащем осуществлении контроля за соблюдением условий при предоставлении субсидий.

Довод жалобы о том, что дело было рассмотрено судом без надлежащего извещения привлекаемого лица о времени и месте рассмотрения дела, является несостоятельным.

В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я) было извещено судом о рассмотрении дела заблаговременно путем направления судебного извещения по электронной почте.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Якутского городского суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Якутского городского суда от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Верховного Суда РС(Я) Никодимов А.В.