Судья Тумаков А.А. № 7/12-49/ 2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 13 августа 2019 года
Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,
с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» - по доверенности М.А.А.
рассмотрев жалобу ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» на постановление судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 27 июня 2019 года,
которым публичное акционерное общество «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>», юридический адрес: <адрес>, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л :
На рассмотрение в Ленинский районный суд г. Костромы из <НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ> поступили материалы дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении, составленный по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>». Согласно которому ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» вменялось в вину совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности, в нарушение положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в отношении потерпевшей К.Т.Г. на номер телефона которой осуществлялись звонки с принадлежащих ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» номеров телефонов.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 27 июня 2019 года ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данным постановлением ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Как следует из постановления судьи, ссылающегося на протокол об административном правонарушении, судья согласился с приведенным в протоколе о том, что ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» взаимодействовало с К.Т.Г. посредством телефонных переговоров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 2019 года (<данные изъяты> звонок) в количестве, превышающем установленное пунктами «а, б» части 3 статьи 7 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Оспаривая законность и обоснованность вынесенного постановления, ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» в лице участвовавшего при рассмотрении дела защитника К.Н.Б. обратилось с жалобой в суд об отмене указанного постановления и прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» - по доверенности М.А.А. жалобу поддержала по изложенным в жалобе основаниям.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - <ДОЛЖНОСТЬ><НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>М.Е.В. в судебное заседание не явилась, направив возражения на жалобу.
Выслушав защитника ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» М.А.А. проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 данного Кодекса).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В целях реализации задач и обеспечения гарантий прав участников производства по делам об административных правонарушениях Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации регламентированы порядок и условия рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
Закон устанавливает участником производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшего, то есть физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2).
Частью 2 указанной статьи потерпевшему предоставлены права знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена обязательность рассмотрения дела об административном правонарушении с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены не были.
Из материалов дела об административном правонарушении, объяснений К.Т.Г. жалобы представителя К.Т.Г.Н.Р.И. усматривается, согласно жалобы и пояснений, что действиями ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» нарушаются права К.Т.Г.
Что также прямо усматривается из фабулы вмененного в вину ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» правонарушения.
К.Т.Г. была признана потерпевшей по делу, уведомлялась о дате, времени и месте составления протокола, копия протокола об административном правонарушении была ей направлена по адресу места жительства.
Соответственно, К.Т.Г., как потерпевшей, должна была быть обеспечена возможность реализации предоставленных законом прав.
Однако, как следует из материалов дела об административном правонарушении, несмотря на то, что К.Т.Г. была признана потерпевшей по делу, ее адрес указан в протоколе об административных правонарушениях, номер ее телефона, а также телефон ее представителя имеются в материалах дела, К.Т.Г. к участию в деле не привлекалась, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права ей не разъяснялись, о времени и месте рассмотрения дела она не извещалась.
Что является существенным нарушением, как прав потерпевшей, так и прав лица, привлекавшегося к административной ответственности, в том числе права защититься представленными законом способами, в том числе, задавать вопросы, давать пояснения, возражать против доводов потерпевшей.
По смыслу положений пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создание условий, необходимых для реализации права на защиту, в том числе прав потерпевших, при рассмотрении дела и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, предполагает обязанность суда, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями частью 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях известить потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и предоставить ему возможность участвовать в рассмотрении дела.
Данные процессуальные нарушения при рассмотрении дела и вынесении постановления по делу об административном правонарушении являлись существенными и препятствовали рассмотрению дела и вынесению постановления.
При таких обстоятельствах, поскольку допущенные по делу нарушения процессуальных требований являются существенными, постановление судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 27 июня 2019 года в отношении ПАО «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» не может быть признано законным и обоснованным, а потому в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении надлежит учесть изложенное, проверить и оценить доводы участников процесса и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 27 июня 2019 года в отношении Публичного акционерного общества «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «<НАИМЕНОВАЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>» направить в Ленинский районный суд г. Костромы на новое рассмотрение в ином составе.
Судья: Т.В. Добровольская