Судья Шмидт Ж.А. дело № 7/2-113/2020
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск 10 марта 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Ленского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ»),
У С Т А Н О В И Л:
20 ноября 2019 г. старшим государственным инспектором Ленского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 по итогам акта проверки № ... от 11 ноября 2019 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ (за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду), выразившегося в непредоставлении платежных документов за оплату НВОС за 2018 год (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами ЖЭ(К)О № ..., Котельная № ..., Котельная № ..., военный городок № ... в/ч № ..., п. .........., Ленского района, Республики Саха (Якутия)).
28 ноября 2019 г. постановлением старшего государственного инспектора Ленского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 ФГБУ «ЦЖКУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2020 года по жалобе представителя ФГБУ «ЦЖКУ» указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствие состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным решением суда должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении обратилось с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает на неправильное установление судом обстоятельств имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела, поскольку руководящими документами именно на учреждение возложена обязанность содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, включая сбор, обработку и утилизацию отходов, а приказ № 530 не является доказательством возложения на орган экологической безопасности – службу (экологической безопасности) военного округа (Северного флота) обязанности по внесению выплаты за НВОС объектов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ. При том, что учреждение не относиться к войскам (силам) военных округов. Невнесение учреждением оплаты НВОС за 2018 г. в срок до 01.03.2019 является нарушением ст.ст. 16, 16.1, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Неоплата за негативное воздействие на окружающую среду допущена по объектам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в ходе реализации его хозяйственной и (или) иной деятельности, следовательно, в силу ст.ст. 16, 16.1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ ответственность за выявленное правонарушение должна быть возложена на указанное учреждение.
В судебное заседание суда второй инстанции явился представитель Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2 поддержавшая жалобу в полном объеме, просит отменить решение суда.
ФГБУ «ЦЖКУ» своих представителей на судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, об отложении его рассмотрении не просило, в связи с чем прихожу к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанной стороны.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей надзорного органа, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд первой инстанции отменяя постановление и прекращая производство по делу, и признавая нахождение объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – котельная № ... и котельная № ... п. .........., Ленского района Республики Саха (Якутия), относящихся к III категории, в оперативном управлении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не согласился с выводами должностного лица надзорного органа о его виновности.
Так, суд оценивал приказ Министерства обороны Российской Федерации № 530 от 14.09.2015 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации» в соответствии с которым обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на службы экологической безопасности военных округов. ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны является бюджетным учреждением, расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением учреждениями своих задач и функций по различным направлениям и статьям расходов. Должностными лицами ЖКС № ... филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по 12 ГУ МО был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и направлена заявка в 718 Региональный экологический центр для оплаты.
А также абз. "а" пп.1 п.9 Положения о 718 региональном экологическом центре Восточного военного округа, утвержденного приказом командующего войсками Восточного военного округа от 28.12.2018 № ..., в соответствии с которым РЭЦ выполняют функции - сбор, ведение учета и представление в службу (экологической безопасности) штаба (материально-технического обеспечения) военного округа сведений за военный округ о негативном воздействии войск (сил) на окружающую среду.
Также судом учтен пункт 15 приказа Министерства обороны Российской Федерации № 530 от 14.09.2015г. № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» которым установлено, что служба (экологической безопасности) военного округа (Северного флота) является органом военного управления и предназначена для организации ОЭБ войск (сил) в пределах своей компетенции на всей территории военного округа (Северного флота). Функциями службы (экологической безопасности) являются организация, в том числе, своевременного исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возмещения вреда окружающей среде на военных объектах военного округа (Северного флота).
Кроме того, в письме вр. и.о. начальника Штаба материально- технического обеспечения Вооруженных сил РФ М. от 27.02.2017 дано разъяснение по вопросу назначения субсидий ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, согласно которому лимиты денежных обязательств, выделенные на мероприятия в области обеспечения экологической безопасности вооруженных сил РФ в 2017 году доведены до военных округов, проводятся мероприятия по заключению гос. контрактов на 2017-2018гг. В расчете потребности на субсидий указанны мероприятия, не относящиеся к расходам Штаба МТО ВС РФ: плата за негативное воздействие на окружающую среду - возложены на экологическую службу военных округов (абз.30 ст.15 приказа МО РФ от 14.09.2015 № 530).
Таким образом, учитывая указанные документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло все необходимые меры для исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год по объектам Министерства обороны РФ, находящимся в оперативном управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Миноброны России, то является ошибочным вывод о необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ», поскольку данная обязанность возложена на другое лицо, что указывает на отсутствие в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Между тем указанный вывод суда является преждевременным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
В силу части 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В рассматриваемом случае судом приведенные нормативные положения не учтены, в связи с чем сделан ошибочный вывод о том, что привлекаемое лицо не является субъектом вмененного правонарушения.
Между тем в ходе производства по делу в суде первой инстанции должностным лицом составившим постановление в возражениях от 09.01.2020 (л.д. 75,76) заявлялось, что именно учреждение - ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской осуществляет размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об охране окружающей среды, указывая на необоснованность применения ведомственных актов уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области обороны– Министерства обороны РФ, имеющих меньшую юридическую силу по отношению к указанному федеральному закону.
Соответствующим доводам судом первой инстанции оценка не дана, указанные обстоятельства надлежащего исследования не получили.
Вместе с тем, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя - ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на вышеуказанных объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при этом осуществившее постановку их на соответствующий государственный учет (ч. 11 ст.69 Закона об охране окружающей среды), то она не может быть прекращена на основании ведомственного акта, и возникать у определенного таким актом иного лица (подразделения).
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела применительно к нормам статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды.
Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2020 г., подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное в настоящем решении, в частности, исследовать вопрос о том, являлось ли учреждение субъектом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за период, относящийся к событию вмененного административного правонарушения, принять меры к всестороннему, полному, объективному выяснению обстоятельств по настоящему делу и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу старшего государственного инспектора Ленского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1, удовлетворить.
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Никодимов