ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-124/2022 от 12.04.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Тихонов Е.Д. дело № 7/2-124/2022

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 12 апреля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «ЯТЭК» на решение судьи Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношенииПубличного акционерного общества «Якутская топливно-энергетическая компания»(ОГРН <***>),

установил:

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) С. от 24 декабря 2021 года № ... ПАО «ЯТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Решением судьи Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ПАО «ЯТЭК»- без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением административного органа и решением суда, ПАО «ЯТЭК» подало жалобу в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) отменить, признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 24 декабря 2021 года № ....

В судебном заседании представитель ПАО «ЯТЭК» ФИО1 поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил удовлетворить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

На основании решения и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Ж. от 18 октября 2021 года № ... проведена выездная проверка ПАО «ЯТЭК» на соблюдение обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что при эксплуатации резервуарного парка УКГП-1, 2 цеха добычи, переработки природного газа и газового конденсата на Средневилюйском ГКМ в 2020 и 2021 году производились работы по зачистке резервуаров в соответствии с утвержденным планом графиком. В ходе проведения работ по зачистке резервуаров образуется отход шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов ПАО «ЯТЭК».

Также в здании операторской, расположенной на территории УКПГ-2 осуществляются слесарные работы, где образуются отход, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %).

ПАО «ЯТЭК» в первичном журнале учета образования и движения отходов не ведет учет образования и дальнейшее движение образующихся отходов: шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, а также обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), и не отражает их образование и движение в статистическом отчете по форме 2-ТП (Отходы) за 2020 год.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) С. в отношении ПАО «ЯТЭК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Имеется проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов ОАО «ЯТЭК» на Средневилюйском ГКМ, утвержденный Приказом Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) № ... от 08 июня 2018 года, со сроком действия с 08 июня 2018 года по 07 июня 2023 года.

Согласно указанному проекту нормативов обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), класс опасности - 4, образуется в результате обслуживания машин и оборудования, предлагаемое ежегодное образование отхода составляет 0,100 т в год. Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, класс опасности - 3, образуется в результате эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов, зачистки резервуаров, предлагаемое ежегодное образование отходов составляет 8,92 т в год.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, протоколом осмотра, и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оставляя без изменения постановления административного органа судья Вилюйского районного суда РС (Я) исходил из того, что собранными по делу материалами вина ПАО «ЯТЭК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ доказана, оснований для отмены либо изменения постановления не установлено.

С выводом судьи Вилюйского районного суда следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела об административном правонарушении, основано на требованиях статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, требующих от судьи и должностного лица установления на основании собранных по делу доказательств наличие события административного правонарушения, в действиях лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, также его виновность в совершении административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что применены требования по нефти к организации по добыче газа, считаются необоснованными и суд соглашается с обоснованным выводом суда первой инстанции, поскольку нарушения установлены в области обращения с отходами, поскольку доводы опровергаются актами выполненной зачистки резервуаров от 11 сентября 2021 года и от 24 сентября 2021 года, планом-графиком периодической зачистки металлических резервуаров, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) № 502 от 08 июня 2018 года, и который действует до 07 июня 2023 года, паспортом отходов, составленным на шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, паспортом отходов, составленным на обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %).

Согласно ч.13 ст.65 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Кроме того, доводы жалобы о том, что выездная проверка со сроками с 26 октября 2021 года по 15 ноября 2021 года не была согласована, являются необоснованными, т.к. срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия был приостановлен в связи с проведением лабораторных исследований на анализ отобранных проб воды и отходов, а также подготовки экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения.

Решением и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 29 декабря 2021 года Ж. в удовлетворении жалобы ПАО «ЯТЭК» на акт проверки отказано.

При этом определяющим в данном случае является срок проведения экспертизы, который составил 5 дней. Таким образом, приостановление проверки на указанный срок не повлекло нарушения прав юридического лица.

Постановление по делу вынесено в установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, исходя из требований справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также целей предупреждения совершения новых правонарушений, считаю, что в данном случае имеются условия, предусмотренные ст. 4.1 КоАП РФ для назначения ПАО «ЯТЭК» административного наказания ниже низшего предела путем снижения назначенного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества «Якутская топливно-энергетическая компания»(ОГРН <***>), изменить в части наказания, назначив административный штраф в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

В остальной части постановление судьи оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья А.В. Никодимов