Судья Григорьева С.А. Дело № 7/2-169/2019
РЕШЕНИЕ
город Якутск 09 апреля 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «АЛРОСА-Газ» ФИО1 на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 08 февраля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «АЛРОСА-Газ», которым
постановлено:
Постановление главного государственного инспектора Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора Т.Р, от 12 декабря 2018 года № 636 о привлечении юридического лица АО «АЛРОСА-Газ» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 – без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд
УСТАНОВИЛ:
12 декабря 2018 года постановлением главного государственного инспектора Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора Т.Р, № 636 АО «АЛРОСА-Газ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
08 февраля 2019 г. Мирнинским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось АО «АЛРОСА-Газ», обратилось в лице представителя ФИО1 с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.2 КоАП РФ, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в бездействии общества состава административного правонарушения, поскольку в силу Приказа Росстандарта от 13.09.2012 № 299-ст ГОСТ Р 54983-2012 «Системы гахораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» утвержден для добровольного применения и носит рекомендательный характер. АО «АЛРОСА-Газ» действий по добровольному исполнению правил, установленных в указанном ГОСТе, не предпринимало. Кроме того, заявитель полагает, что протокол об административном правонарушении в нарушение требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ не содержит указания сведений о времени совершения правонарушения, вместо него указано время его выявления. Также ссылается на неправильное указание места проведения проверки в протоколе об административном правонарушении. Так, фактически проверка проводилась в п.Моркока, Мирнинского района, а в протоколе указано г.Мирный, Мирнинского района. Не проверено судьей также обстоятельство того, что положения ГОСТ Р 54960-2012 на момент проведения проверки не действовали, поскольку утратили свою силу 01.09.2017 г.
В судебное заседание законный представитель АО «АЛРОСА-Газ», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Представлено ходатайство представителя общества ФИО2 о рассмотрении дела без участия законного представителя, в связи с чем, учитывая правила установленные в п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно абзацу первому части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Ленского управления Ростехнадзора № 1022-рп от 09 октября 2018 г. проведена плановая выездная проверка в отношении АО «АЛРОСА-Газ», с целью проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов «сети газоснабжения».
В результате проверки деятельности общества были обнаружены следующие нарушения:
- в сети газоснабжения п.Моркока с 3 классом опасности, выявлены нарушения требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 54983-2012, пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), выразившиеся в отсутствии положения по службе ОП поселка Моркока, отсутствия должностных инструкций, устанавливающих обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; не разработке и не утверждении техническим руководителем организации производственной (технологической) инструкции, устанавливающей последовательность выполнения технологических операций при производстве работ, методов и объемов проверки качества работ и условий обеспечения их безопасного проведения;
в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пунктов 9 и 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730 (далее – Положение) План мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций при эксплуатации опасного производственного объекта «сеть газоснабжения поселка Моркока» не в полном объеме соответствует требованиям нормативных документов, а именно отсутствуют мероприятия: действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; признаки опасности (характеристика опасных веществ); мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения; организация управления, связи и оповещения при аварии на объекте; возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте; достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и другие нарушения, также План мероприятий по локализации и ликвидации не согласован с руководителем ООО «АСФ СПБ» по договору № ГСО/29 от 22.10.2018;
в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 5.6.3 ГОСТ Р 54983-2012 отсутствуют эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы, пункты редуцирования (ПГБ), содержащие основные технические характеристики. К эксплуатационным паспортам пунктов редуцирования газа должны прилагаться технологические схемы и режимные карты с параметрами настройки редукционной, защитной и предохранительной арматуры; в паспорта должны быть внесены сведения о проведенных капитальных ремонтах;
в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 5.6.6 ГОСТ Р 54983-2012 отсутствуют эксплуатационные журналы на газопроводы и пункт редуцирования (ПГБ), установленного образца в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012, эксплуатационные журналы пунктов редуцирования газа должны оформляться на бумажном носителе и находиться в соответствующих пунктах;
в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 6.2.4 ГОСТ Р 54983-2012 рабочий персонал (слесари) не ознакомлены с маршрутными картами газопроводов с личными подписями рабочих, закрепленных за данным маршрутом;
в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 8.3.1-8.3.5 ГОСТ Р 54983-2012 не проводятся техническое обслуживание и текущий ремонт газового оборудования ПГБ в соответствии с разделом 8.3 ГОСТ Р 54983-2012. Отсутствуют наряды-допуски на производство газоопасных работ;
в нарушение пункта 4.5.6.3 ГОСТ Р 54960-2012 в ПГБ отсутствуют контрольно-измерительные приборы на фильтре, определяющие засоренность фильтра;
- по теплогенераторным установкам в нарушение п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 8.9 ГОСТ Р 54961-2012 не проводится проверка технического состояния промышленных дымоотводящих устройств. Не проводится проверка состояния вентиляционных каналов в помещениях с установленным газоиспользующим оборудованием. Отсутствуют Акты проверки перед отопительным сезоном 2018 г.;
в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 8.8 ГОСТ Р 54961-2012 не осуществляется обслуживание системы контроля загазованности и уровня содержания окиси углерода в помещение, с установленным газоиспользующим оборудованием. Отсутствует метрологическая проверка датчиков загазованности;
в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 4.7 ГОСТ Р 54961-2012 не проводится проверка на срабатывание автоматики безопасности технических устройств, с записями в журналах по обслуживанию автоматики безопасности и КИП по выполняемым работам настройки и проверке автоматики безопасности (защит) и регулирования по каждому теплогенератору Кролл, установленных в гаражном боксе.
- в сети газоснабжения рудника «Интернациональный» в нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и пункта 5.1.1, 5.1.2 ГОСТ Р 54983-2012 отсутствует Положение по подразделению по осуществлению эксплуатации объектов сетей газораспределения, в зависимости от состава и объема выполняемых работ, с учетом протяженности газораспределительных сетей, установленного оборудования, а также видов работ выполняемых по договорам со сторонними организациями по техническому обслуживанию «сетей газопотребления» организаций. В положении должно быть указаны все виды работ по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления.
- в сети газоснабжения рудника «Мир» в нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пунктов159 и 180 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (далее – ФНиП № 542) по окончанию газоопасных работ в нарядах-допусках отсутствуют сведения (записи) по результатам контрольной опрессовки;
в нарушение п.180 ФНиП № 542 в нарядах на производство газоопасных работ по текущим ремонтам газового оборудования в разделе последовательность основных операций отсутствует операция по установке заглушки на отключаемом участке.
В связи с данными обстоятельствами в отношении «АЛРОСА-Газ» 24 декабря 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и постановлением главного государственного инспектора Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора № 636 от 12 декабря 2018 г. привлечено к административной ответственности.
Проверив доводы жалобы и материалы дела, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины общества в нарушении требований промышленной безопасности.
Однако выводы, изложенные в постановлении должностного лица и решении суда, являются ошибочными в части.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ), который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в его статье 14.
Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством российской федерации.
03 октября 2011 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) издан приказ № 5214, которым утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований применения и исполнения Постановления правительства российской федерации от 29 октября 2010 г. № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» и осуществления оценки соответствия.
В данный Перечень также включены ГОСТ Р 54960-2012, ГОСТ Р 54961-2012, ГОСТ Р 54983-2012.
Данные национальные стандарты приняты в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и утвержден для добровольного применения.
С учетом требований ч.4 ст.16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
При указанных обстоятельствах, нарушение пунктов указанных национальных стандартов нельзя расценивать как нарушение требований промышленной безопасности.
На основании изложенного указание на совершение АО «АЛРОСА-Газ» нарушений пунктов 5.1.2, 5.6.3, 5.6.6, 6.2.4, 8.3.1 – 8.3.5 ГОСТ Р 54983-2012, пункта 4.5.6.3 ГОСТ 54960-2012 в сети газоснабюжения п.Моркока с 3 классом опасности;
в теплогенераторных установках общества пунктов 4.7, 8.8, 8.9 ГОСТ Р54961-2012;
в сети газоснабжения рудника «Интернациональный» нарушение пунктов 5.1.1, 5.1.2 ГОСТ Р 54983-2012, подлежат исключению из постановления должностного лица и решения судьи.
Вместе с тем, исключение из постановления выводов в части данных нарушений не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, поскольку ее виновность в нарушении требований промышленной безопасности, установленных в остальных пунктах обжалуемого постановления, подтверждается достаточной совокупностью доказательств и сторонами по делу не оспаривается.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и вина АО «АЛРОСА-Газ» в его совершении подтверждается исследованными должностным лицом административного органа и судьей доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.12.2018 № 636, актом проверки № А-1022/п-2018 от 22.11.2018, также иными документами, собранными по делу, которые были всесторонне и полно проверены и оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В данном случае обществом доказан факт нарушения требований п.1 ст.9, п.1 ст.10, п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пунктов 9 и 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730, пунктов159 и 180 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
Принимая во внимание вышеуказанные изменения, назначенное должностным лицом административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, нахожу справедливым и соразмерным содеянному, и, соответствующим ст.3.1, 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение деяния, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении в нарушение требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ не содержит указания сведений о времени совершения правонарушения, вместо него указано время его выявления, нахожу необоснованным.
В данном случае нарушения были допущены в связи с бездействием общества, обнаружены при проведении плановой выездной проверки, следовательно, указание вместо времени совершения правонарушения время его выявления является правильным и не противоречит требованиям процессуального законодательства.
Также ссылается на неправильное указание места проведения проверки в протоколе об административном правонарушении, подлежит отклонению.
Из материалов дела усматривается, что нарушения выраженное в бездействии в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. В данном случае данная обязанность должна была быть осуществлена по месту нахождения юридического лица в г.Мирном.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, а также установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не могут являться правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя АО «АЛРОСА-Газ» ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора Т.Р, № 636 от 12 декабря 2018 года и решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 08 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении АО «АЛРОСА-Газ» изменить.
Исключить из них указание на нарушение в сети газоснабжения п.Моркока с 3 классом опасности пункта 5.1.2 ГОСТ Р 54983-2012, выразившегося в отсутствии положения по службе ОП поселка Моркока, отсутствия должностных инструкций, устанавливающих обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; не разработке и не утверждении техническим руководителем организации производственной (технологической) инструкции, устанавливающей последовательность выполнения технологических операций при производстве работ, методов и объемов проверки качества работ и условий обеспечения их безопасного проведения;
нарушение пункта 5.6.3 ГОСТ Р 54983-2012, выразившегося в отсутствии эксплуатационных паспортов на наружные газопроводы, пункты редуцирования (ПГБ), содержащие основные технические характеристики;
нарушение пункта 5.6.6 ГОСТ Р 54983-2012, выразившегося в отсутствии эксплуатационных журналов на газопроводы и пункт редуцирования (ПГБ), установленного образца в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012;
нарушение пункта 6.2.4 ГОСТ Р 54983-2012, выразившегося в том, что рабочий персонал (слесари) не ознакомлены с маршрутными картами газопроводов с личными подписями рабочих, закрепленных за данным маршрутом;
нарушение пунктов 8.3.1-8.3.5 ГОСТ Р 54983-2012, выразившихся в не проведении технического обслуживания и текущего ремонта газового оборудования ПГБ в соответствии с разделом 8.3 ГОСТ Р 54983-2012. отсутствии нарядов-допусков на производство газоопасных работ;
нарушение пункта 4.5.6.3 ГОСТ Р 54960-2012, выразившегося в отсутствии в ПГБ контрольно-измерительных приборов на фильтре, определяющих засоренность фильтра;
- по теплогенераторным установкам нарушение пункта 8.9 ГОСТ Р 54961-2012, выразившегося в не проведении проверки технического состояния промышленных дымоотводящих устройств. Не проведении проверки состояния вентиляционных каналов в помещениях с установленным газоиспользующим оборудованием. Отсутствии актов проверки перед отопительным сезоном 2018 года;
Нарушение пункта 8.8 ГОСТ Р 54961-2012, выразившегося в не осуществлении обслуживания системы контроля загазованности и уровня содержания окиси углерода в помещение, с установленным газоиспользующим оборудованием. Отсутствии метрологической проверки датчиков загазованности;
нарушении пункта 4.7 ГОСТ Р 54961-2012, выразившегося в не проведении проверки на срабатывание автоматики безопасности технических устройств, с записями в журналах по обслуживанию автоматики безопасности и КИП по выполняемым работам настройки и проверке автоматики безопасности (защит) и регулирования по каждому теплогенератору Кролл, установленных в гаражном боксе;
- в сети газоснабжения рудника «Интернациональный» в нарушение пунктов 5.1.1, 5.1.2 ГОСТ Р 54983-2012, выразившихся в отсутствии Положения по подразделению по осуществлению эксплуатации объектов сетей газораспределения, в зависимости от состава и объема выполняемых работ, с учетом протяженности газораспределительных сетей, установленного оборудования, а также видов работ выполняемых по договорам со сторонними организациями по техническому обслуживанию «сетей газопотребления» организаций;
В остальной части постановление Ростехнадзора от 12 декабря 2018 года и решение суда от 08 февраля 2019 года - оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Матвеева