ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-178/2022 от 26.05.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Аммосов Н.Г. Дело № 7/2-178/2022

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 26 мая 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Симоновой О.Н. на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 20 декабря 2021 года и решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года по делу в отношении юридического лица – Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 20 декабря 2021 года Администрация муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 7 620 рублей.

Решением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Защитник Симонова О.Н. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит об отмене постановления административного органа и решения в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, полагая, что оплата по муниципальным контрактам производилась подрядчику по основаниям, предусмотренным в пункте 7.3.5 муниципальных контрактов, согласно которого муниципальный заказчик обязан принимать у подрядчика работы, соответствующие Проектной документации по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и оплачивать их выполнение в соответствии с контрактом.

В дополнении к жалобе защитник Симонова О.Н. указывает на отсутствие в перечне мероприятий не подлежащих к оплате из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указанных в приложении № 8 к Соглашениям о предоставлении субсидий в 2019 году и на плановый период 2020 года из государственного бюжета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования на софинансирование строительства объектов капитального строительства муниципальной собственности на реализацию мероприятий общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» на строительство 4-квартирных жилых домов в с. Орто-Нахара (соглашение от 15 апреля 2019 года № ...) и с. Чамча (соглашение от 15 апреля 2019 года № ...) работ на внеплощадные проезды и площадки.

В судебное заседание Администрация муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия), надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела своего представителя не направила, защитником Симоновой О.К. подано ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя юридического лица, в связи с чем с учетом части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2019 года № ... утвержден перечень муниципальных заказчиков получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке», в том числе по Ленскому району. В рамках данного постановления были заключены соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году от 15 апреля 2019 года № ... и № ....

В рамках данного соглашения МО «Ленский район» РС(Я) были заключены муниципальные контракты: № ... от 28 декабря 2018 года на выполнение работ по строительству объекта «Четырёхквартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Орто-Нахара» с выделением денежных средств в размере .......... рублей и № ... от 28 декабря 2018 года на выполнение работ по строительству объекта «Четырёхквартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Чамча» .......... рублей.

Постановлением Правительства РС(Я) от 22 декабря 2017 года № 417 «Об общереспубликанском движении добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке» утверждено положение об общереспубликанском движении добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке». Согласно п. 2.5 данного положения для определения расчетной стоимости строительства (реконструкции) объекта строительства из сметной стоимости исключаются: сметная прибыль, приходящаяся на прочие затраты и работы; затраты на подготовку территории строительства (вертикальная планировка); затраты на благоустройство территории, ограждение, проезды, площадки озеленение; затраты на содержание службы заказчика; затраты на авторский надзор; затраты на приобретение и монтаж оборудования, мебели; складские расходы.

Основанием привлечения Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) явилось выявленное Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в ходе выездной проверки нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а именно нецелевое использование средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета РС(Я) на реализацию «Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке».

Так, по муниципальному контракту от 28 декабря 2018 года № ... актом о приемке выполненных работ, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 27 июля 2020 года № ... на сумму .......... руб. Актом о приемке выполненных работ от 27 июля 2020 года № ... приняты и впоследствии оплачены работы по устройству проездов и площадок (раздел 5) Внеплощадочные проезды и площадки) на сумму .......... рублей, из них .......... руб. за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), не подлежавшие оплате за счет средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

По муниципальному контракту от 28 декабря 2018 года № ... приняты актом о приемке выполненных работ от 27 июля 2020 года № ... приняты и впоследствии оплачены работы по устройству проездов и площадок (раздел 5 Внеплощадочные проезды и площадки) на сумму .......... руб., из них .......... руб. за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), не подлежавшие оплате за счет средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Постановлением должностного лица Администрация муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 7 620 рублей.рублей.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, Администрация муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Законность и обоснованность постановления должностного лица о назначении административного наказания проверена судьей районного суда Республики Саха (Якутия) с соблюдением требований статей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя об отсутствии в приложении № 8 к Соглашению о предоставлении субсидий в 2019 году указания на работы по устройству внеплощадных проездов и площадок полагаю ошибочными и подлежащими отклонению. В указанном перечне мероприятий, проводимых за счет внебюджетных источников, не подлежащих к оплате из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» в 2019 году, изложенных в приложении № 8 пунктом 2 указано благоустройство территории, что согласуется с требованиями пункта 2.5 Положения об общереспубликанском движении добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке», исключающем из сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта строительства затрат на благоустройство территории, ограждение, проезды, площадки озеленение.

Таким образом, оплата работ по устройству проездов и площадок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), является нецелевым использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), влекущим административную ответственность, предусмотренную статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства об отсутствии возможности соблюдения целевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в материалах дела отсутствуют и заявителем суду не представлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу судьей городского суда не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 20 декабря 2021 года и решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года по делу в отношении юридического лица – Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов