Судья Петров А.А. 7/2-181/2021
РЕШЕНИЕ
г. Якутск, 10 июня 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. от 17 декабря 2020 года № ... и решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ГУП «********» ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия), оставленным без изменения решением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия), директор ГУП «********» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
В жалобе, принесенной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), привлекаемое лицо ФИО1 просит отменить постановление и решение суда и прекратить производство по делу. Считает, что предприятием обеспечена результативность и целевой характер предусмотренных бюджетных ассигнований поскольку направление платежей на оплату коммунальных услуг не противоречит цели предоставленной субсидии финансовое обеспечение части затрат получателя на выполнение комплекса рыборазводных работ в водных объектах рыбохозяйственного значения, и соответствует пункту 5.1 Порядка предоставления субсидии, предусматривающей финансовое обеспечение затрат, в том числе и на оплату коммунальных услуг. Полагает, что расходы на обучение сотрудников и на оплату связи были связаны с непосредственным осуществлением деятельности предприятия. Полагает, что срок давности по обстоятельствам дела, имевшим место с 23 мая 2019 года по 10 июля 2019 года, установленный специальной нормой части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек 10 июля 2020 года. При таких обстоятельствах постановление административного органа было вынесено за пределами указанного срока давности.
В отзыве на жалобу заместитель министра финансов В. просит оставить решение суда без изменения, указав, что часть бюджетных средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 и 2020 годы, использованы ГУП «********» не по целевому назначению, поскольку субсидии по заключенным соглашениям представлены не на обеспечение затрат, а на возмещение затрат.
В судебное заседание привлекаемое лицо ФИО1, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Ходатайств и заявлений от него не поступило.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В суде представитель административного органа ФИО2 просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая его законным и обоснованным. Пояснила, что постановлением Правительства РС(Я) от 02.02.2018 N 24 в текст порядка предоставления субсидии были внесены изменения, в том числе исключен абзац, согласно которому предоставлялась возможность направления средств субсидии на возмещение плановых затрат. Данные средства, в новой редакции указанного Порядка, могут быть направлены только на финансовое обеспечение затрат.
Прокурор Никифорова М.В. указала на то, что по платежам, произведенным в 2019 году, на дату рассмотрения дела должностным лицом административного органа, действительно, истек срок давности привлечения к административной ответственности привлекаемого должностного лица, но по платежам, произведенным в 2020 году срок давности к моменту рассмотрения имелся, в связи с чем полагает оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, и выслушав мнения сторон, прихожу к следующему выводу.
Статья 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии требованиями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства PC (Я) от 20.02.2016 № 38 утвержден «Порядок предоставления субсидии из государственного бюджета РС (Я) на финансовое обеспечение части затрат на выполнение комплекса рыборазводных работ в водных объектах рыбохозяйственного значения PC (Я)» (далее - Порядок).
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что субсидия предоставляется на финансовое обеспечение части затрат на выполнение комплекса рыборазводных работ в водных объектах рыбохозяйственного значения PC (Я). Субсидия предоставляется по ставке 1,5 руб. на выпуск в водные объекты 1 (одной) штуки жизнестойкой личинки (молоди) водных биологических ресурсов, при этом общий размер субсидии не может превышать суммы бюджетных ассигнований, запланированных на данные цели в текущем году. Направлениями расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия: затраты на сбор, и/или закуп икры, инкубацию икры, получение жизнестойких личинок, выдерживание и подращивание личинок, выпуск личинок (молоди) водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия), включая содержание имущества, ремонт и модернизацию технологического оборудования, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг и арендных платежей, ремонт техники и транспортных средств, заработную плату; оплату налогов, командировочных расходов, социальных выплат.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) и ГУП «********» заключено Соглашение от 13.05.2019 № ...,предметом которого является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году субсидии на финансовое обеспечение части затрат на выполнение комплекса работ в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия) (п. 1.1 соглашения). Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в размере .......... рублей (п. 2.1 соглашения). Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (п. 3.1 соглашения).
Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) платежными поручениями от 20.05.2019 № ..., от 25.06.2019 № ..., от 03.07.2019 № ... перечислена ГУП «********» субсидия на сумму .......... руб.
Между Министерством и ГУП «********» также заключено Соглашение от 05.03.2020 № ...,предметом которого является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году субсидии на финансовое обеспечение части затрат на выполнение комплекса рыборазводных работ в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия) (п. 1.1 соглашения). Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств государственного бюджета республики, в размере .......... рублей (п. 2.1 Соглашения). Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (п. 3.1 соглашения).
Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства PC (Я) платежным поручением от 16.03.2020 № ... перечислена ГУП «********» субсидия на сумму .......... руб.
Прокуратурой города Мирного по поручению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения ГУП «********» требований бюджетного законодательства и целевого расходования бюджетных средств, выделенных на финансирование рыбоводных мероприятий и воспроизводство водных биоресурсов, в ходе которой установлено, что ГУП «********» в нарушение п. 5.1 Порядка, п.п. 1.1 и 3.1 Соглашения от 13.05.2019 № ... произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета PC (Я) в размере .......... рублей, из которых .......... рублей на погашение задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся в начале года; .......... рублей на обучение работников. Аналогичные нарушения выявлены при расходовании ГУП «********» бюджетных средств в 2020 году по Соглашению от 05.03.2020 № .... Так, средства субсидии, выделенные на финансовое обеспечение части затрат из государственного бюджета PC (Я) в размере .......... рублей, направлены на погашение задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся в начале 2020 года.
Таким образом, часть бюджетных средств, выделенных из государственного бюджета PC (Я) в 2019 и 2020 годы, использованы ГУП «********» не по целевому назначению, поскольку субсидии по заключенным соглашениям предоставлены на обеспечение затрат, а не на возмещение затрат.
Факт совершения должностным лицом вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли к выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, довод жалобы о нарушении срока давности, установленного специальной нормой части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по обстоятельствам дела, имевшим место с 23 мая 2019 года по 10 июля 2019 года, заслуживает внимания.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения,
При таких обстоятельствах из постановления административного органа и решения суда первой инстанции подлежат исключению указания на обстоятельства имевшие место с 23 мая 2019 года по 10 июля 2019 года по произведенным расходам, не соответствующим целям предоставления субсидии в размере:
- .......... руб. — платежным поручением от 23.05.2019 № ... на расчетный счет ПАО Якутскэнерго Мирнинское отделение произведена оплата за электроэнергию с февраля по апрель 2019 года согласно договору от 09.01.2019 № ..., актам от 01.04.2019 № ..., от 31.03.19 № ..., от 30.04.19 № ...;
- .......... руб. — платежным поручением от 23.05.2019 № ... на расчетный счет АО «Теплоэнергосервис» произведена оплата за отопление с февраля по март 2019 года согласно договору от 14.01.2019 № ..., актам от 28.02.2019 № ..., от 31.03.2019 № ...;
- .......... руб. - платежным поручением от 06.06.2019 № ... на расчетный счет -АО «Теплоэнергосервис» произведена оплата за отопление января 2019 года согласно договору от 14.01.2019 № ..., акту от 31.01.2019 № ...;
- .......... руб. - платежным поручением от 04.06.2019 № ... на расчетный счет АО «Теплоэнергосервис» произведена оплата за ГВС за январь 2019 года согласно договору от 14.01.2019 № ..., акту от 31.01.2019 № ...;
- .......... руб. на оплату услуг обучения сотрудников согласно договору от 03.06.2019 № ... с ООО «********», акту выполненных услуг от 28.06.2019 б/н, оплата ГУП «********» произведена в полном объеме, платежными поручениями от 10.06.2019 № ... на сумму .......... руб., от 10.07.2019 № ... на сумму .......... руб.
Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности по обстоятельствам дела, имевшим место с 16.01.2020 года по 17.01.2020 по произведенным расходам, не соответствующим целям предоставления субсидии в размере:
- .......... руб. - платежным поручением от 28.05.2020 № ... на расчетный счет АО «Теплоэнергосервис» произведена оплата задолженности согласно претензии гг 21.05.2020 исх. № ...;
- .......... руб. - платежными поручениями от 06.04.2020 № ..., № ..., от 13.05.2020 № ..., № ..., от 10.06.2020 № ..., № ..., от 06.07.2020 № ..., от 05.08.2020 № ..., № ..., от 10.09.2020, № ... на расчетный счет ПАО «Ростелеком» произведена оплата за услуги связи согласно договору от 16.01.2020 № ..., актам от 31.03.2020 № ..., № ..., от 30.04.2020 № ..., № ..., от 31.05.2020 № ..., № ..., от 30.06.2020, № ..., от 31.07.2020, № ..., № ..., от 31.08.2020 № ..., № ...;
- .......... руб. - платежными поручениями от 16.06.2020 № ..., от 08.07.2020 № ..., от 07.08.2020 № ..., от 17.09.2020 № ... на расчетный счет ******** ПАО «Якутскэнерго» произведена оплата за услуги связи согласно договору от 06.04.2020 № ..., актам от 31.05.2020 № ..., от 30.06.2020 № ..., от 31.07.2020 № ..., от 31.08.2020 № .....
Доводы жалобы о направлении платежей, на оплату коммунальных услуг, расходов на обучение сотрудников, оплату связи, связанных с непосредственной деятельностью предприятия, в соответствии с требованиями пункта 5.1 Порядка предоставления субсидии, не противоречащих целям предоставленной субсидии финансового обеспечения части затрат получателя на выполнение комплекса рыборазводных работ в водных объектах рыбохозяйственного значения были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и обоснованно отклонены судьей. Данные доводы не влияют на квалификацию содеянного и не являются основанием для отмены или изменения состоявшихся актов административного органа и суда первой инстанции.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Назначенное наказание отвечает требованиям закона и является справедливым. Оснований для его изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. от 17 декабря 2020 года № ... и решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ГУП «********» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Никодимов