Судья Тимофеев А.И. дело № 7/2-186/2022
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 02 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Смирникова В.Г., рассмотрев жалобу защитника привлекаемого лица на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. от 17 ноября 2021 г. № ..., решение судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ или Кодекс), в отношении должностного лица - главы городского поселения «Поселок Сангар» ФИО1,
установил:
Старшим контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) А. 09 ноября 2021г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы МО «Поселок Сангар» ФИО1
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2021г. № ... глава ГП «Поселок Сангар» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), защитник привлекаемого лица просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на тот факт, что нецелевого расходования не было. Остатки за 2018 год в сумме .......... рублей были собраны за счет населения и спонсоров на реализацию программ по поддержке местных инициатив и распределены в местный бюджет 2019 года в раздел «Софинансирование реализации на территории РС (Я) проекта развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах». Денежные средства направлены в соответствии с целями соглашения, а именно в целях реализации мероприятия «Дальнейшее обустройство площади Ленина» по муниципальному контракту от 01.07.2019г. Кроме того, за данное правонарушение срок давности привлечения к ответственности истек 01 марта 2021 года. Решением Совета депутатов было принято решение о направлении сборов с населения и юридических лиц за 2018 год на финансирование в 2019 году.
Представитель министерства финансов РС (Я) ФИО2 в судебном заседании, не согласившись с жалобой, пояснил, что средства, собранные в 2018 году с населения и юридических лиц, должны были возвращены. Речь идет о сборах за 2019 год на конкретную программу, по которой сбор денежных средств с населения и юридических лиц не выполнен, и отсутствие этого сбора является основным нарушением условий соглашения. Срок давности исчисляется с первого дня финансового года, т.е. 09 января 2020 года.
В судебное заседание ФИО1, извещенный судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 25.15 КоАП РФ, не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения дела отсутствует, в связи с чем прихожу к выводу о рассмотрении в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дела без его участия.
Изучив жалобу заявителя, проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства финансов РС (Я), прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 139 БК РФ).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что условием предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
В соответствии ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Основанием для привлечения главы ГП «Поселок Сангар» ФИО1 к административной ответственности послужили обстоятельства, которые были выявлены в ходе выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета РС (Я) бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашения о предоставлении бюджетных кредитов за 2019-2020 годы в Администрации городского поселения «Поселок Сангар» Муниципального района «Кобяйский улус (район)» РС (Я). Проверкой установлено нарушение условий расходования субсидий на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, выразившееся в недостижении значений показателей результативности, связанных с реализацией проекта, основанного на местных инициативах.
Так, 13 мая 2019г. между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и администрацией муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) заключено соглашение № ... о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
Предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019г. в бюджет муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса РС (Я) Субсидии на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Уполномоченному органу как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по кодам классификации расходов бюджетов РФ: код главного распорядителя средств государственного бюджета РС (Я) 092, раздел 14, подраздел 03, целевая статья 3030362650, вид расходов 521 в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Управление государственными финансами и государственным долгом».
В соответствии с разделом II Соглашения объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете МО «Поселок Сангар» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году .......... руб.
Размер Субсидии, предоставляемой из государственного Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Поселок Сангар», в соответствии с настоящим Соглашением составляет .......... рублей.
Объем финансового обеспечения расходных обязательств за счет местного бюджета (без учета субсидии) составляет .......... руб.
Объем финансового обеспечения за счет внебюджетных источников составляет .......... руб., в том числе – вклад населения в реализацию проекта в денежной форме .......... руб., вклад организаций (спонсоров) в реализацию проекта в денежной форме .......... руб.
В соответствии п.3.2. Субсидия предоставляется при соблюдении получателем следующих условий: обеспечение софинансирования за счет местного бюджета в размере .......... руб., обеспечение софинансирования за счет населения в размере .......... руб., обеспечение софинансирования за счет организаций (спонсоров) в размере .......... руб.
Согласно приложению № 1 к Соглашению о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах от 13.05.2019 г. № ..., значение показателя результативности на сбор средств денежного вклада населения составляет 14%, на сбор денежных поступлений от спонсоров (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.) составляет 14%.
Выездной проверкой соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в Администрации городского поселения «Поселок Сангар» Муниципального района Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия) установлено, что сбор средств денежного вклада населения указано в 14%, при фактических 0%, сбор денежных поступлений от спонсоров указано в 14%, при фактических 0%.
Таким образом, МО «Поселок Сангар» допущено нарушение условий расходования средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета РС (Я), выраженное в виде не достижения значения показателей результативности, при не менее 80%, предусмотренных приложением №1 к соглашению от 13.05.2019 № .... Сумма субсидии на реализацию проекта «Дальнейшее обустройство площади Ленина» использована с нарушением условий ее расходования в размере .......... руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что должностным лицом ФИО1 допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов в виде субсидии, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что на основании решения Совета депутатов МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) от 01.03.2019 остатки сбора денежных средств от населения за 2018г. были направлены на расходы проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (за счет средств местного бюджета) в 2019 году, не соответствуют нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Бюджетного Кодекса РФ средства самообложения граждан должны направляться на цели, установленные самими гражданами. Остатки вклада населения на реализацию проекта, основанного на местных инициативах в сумме .......... руб. за 2018 год, подлежали возврату населению. Одним из условий предоставления субсидии по Соглашению № ... является сбор денежных средств от населения и организаций в установленном размере в 2019г.
Довод жалобы о том, что временем совершения административного правонарушения является дата решения Совета депутатов МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) от 01.03.2019 № ..., в соответствии с которым остатки самообложения граждан на сумму .......... руб. направлены на расходы проектов развития общественной инфраструктуры, является неверным. В соответствии Соглашением от 13.05.2019 № ... его условия должны быть исполнены в течение в 2019 г. Таким образом, правонарушение совершено должностным лицом 09 января 2020г. Оспариваемое постановление вынесено 17 ноября 2021г., т.е. в пределах двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Ко АП РФ.
ФИО1 в рамках настоящего административного дела не ставится в вину использование остатков средств самообложения граждан прошлых лет.
Действия главы ГП «Поселок Сангар» ФИО1 были правильно квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждаются предоставленными доказательствами, получившими надлежащую оценку должностного лица и судьи районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе рассмотрения дела допущено не было.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а постановление - ст. 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. от 17 ноября 2021 г. № ..., решение судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы ГП «Поселок Сангар» ФИО1, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Смирникова