ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-1/19 от 11.01.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Москвитина М.Р. дело № 7/2-1/2019 (7/2-910/2018)

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 11 января 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу защитника должностного лица Афанасьева С.М. – Дьячковской А.А., на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Афанасьева С.М.,

постановлено:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра охраны природы Республики Саха (Якутия) Афанасьева С.М. – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы,

установил:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 29 марта 2018 года № ... оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года, должностное лицо – министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Афанасьев С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица надзорного органа и решением суда защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Дьячковская А.А. просит об их отмене, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что причиной уменьшения сумм субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на 2017 год, соответственно по ГБУ РС (Я) Природный парк «Синяя» - на 59867 руб. 83 коп., по ГБУ РС (Я) Природный парк «Усть-Вилюйский» - на 35481 руб. явилось выравнивание (снижение) тарифов на энергоносители во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2017 № 895. При этом, указанное уменьшение не повлияло на физические объемы и показатели государственных заданий учреждений. Остатки средств субсидий, образовавшиеся за счет снижения тарифов возвращены в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Считает, что должностное лицо привлечено за нарушение неисполнимой нормы, поскольку пункт 39 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 № 370 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Порядок) на момент совершения правонарушения не содержал требование внесения изменений в нормативные затраты, в которых должно было быть отражено выравнивание тарифов на энергоносители. При этом указный довод изложенный в жалобе на постановление, судом не рассматривался.

При этом обращает внимание на то, что в данном случае отсутствовала вина и умысел должностного лица, ущерб государственному бюджету Республики не причинен, отсутствуют тяжкие последствия, указанное формальное нарушение не представляет существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям в бюджетной сфере.

В судебное заседание явились, защитник должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Дьячковская А.А., поддержавшая доводы жалобы, а также представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Егоров Н.В., полагавший оспариваемые постановление и решение подлежащими оставлению без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения и отмены постановления должностного лица и судебного решения, исходя из следующего.

Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) на основании Указа Главы РС(Я) от 10.06.2018 № 2655 (ред. от 13.12.2018) "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2011 г. № 640 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» преобразовано в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с присоединением к нему Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).

Административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания установлена статьей 15.15.15 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определен статьей 69.2 БК РФ.

Согласно части 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год.

Частью 4 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Постановлением Правительства РС(Я) от 13.10.2015 № 370 утвержден вышеуказанный Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Республики Саха (Якутия), с учетом предложений государственного учреждения Республики Саха (Якутия), касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Республики Саха (Якутия) по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году (пункт 2 Порядка).

В соответствии с пунктом 39 порядка (в редакции, действовавшей до 01.01.2018), уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Афанасьев С.М.:

- с 09.10.2014 на основании Указа Главы РС(Я) от 09.10.2014 № 42 занимал должность министра охраны природы Республики Саха (Якутия), затем,

- с 14.06.2018 на основании указа Указ Главы РС(Я) от 14.06.2018 № 2668 назначен исполняющим обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), с освобождением от должности министра охраны природы Республики Саха (Якутия), после чего,

- с 19.10.2018 на основании Указа Главы РС(Я) от 19.10.2018 № 113 назначен министром экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

В ходе выездной ревизии составления и исполнения бюджетной сметы, в том числе средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также исполнения государственных программ Республики Саха (Якутия) «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» и «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 -2020 годы» за 2016-2017 годы в Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) установлено нарушение Порядка, которое выразилось в следующем.

21.03.2018 в отношении должностного лица – министра охраны природы Республики Саха (Якутия) главным контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Респубулики Саха (Якутия) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ.

Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016 № ... утверждены государственные задания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы для ГБУ РС (Я) Природный парк «Синяя» и ГБУ РС (Я) Природный парк «Усть-Вилюйский».

Соглашением от 25.01.2017 № № ... о порядке и условиях предоставления субсидии ГБУ РС (Я) природный парк «Синяя» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) было предусмотрено предоставление субсидии в сумме 7383465 руб.

В течение 2017 года дополнительным соглашением от 08.12.2017 № № ... к соглашению от 25.01.2017 № № ... объем субсидий был уменьшен на сумму 59867,83 руб.

Соглашением от 23.01.2017 № № ... о порядке и условиях предоставления субсидии ГБУ РС (Я) природный парк «Усть-Вилюйский» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) было предусмотрено предоставление субсидии в сумме 7676 949 руб.

В течение 2017 года дополнительным соглашением от 08.12.2017 № № ... к соглашению от 23.01.2017 № № ... объем субсидий был уменьшен на сумму 35 481 руб.

При этом за 2017 год в государственные задания указанных ГБУ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов не вносились соответствующие изменения.

Тем самым Афанасьев С.М. допустил нарушение порядка формирования государственного задания.

Как усматривается из материалов дела, при вынесении постановления заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 г. обоснованно указано на момент совершения Афанасьевым С.М. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1.15. КоАП РФ – 08 декабря 2017 г., то есть, в период действия редакции пункта 39 Порядка, предусматривавшего обязательную необходимость изменения государственного задания в течение срока его выполнения.

При этом доводы заявителя о неисполнимости данной обязанности в данном случае не имеют правового значения, поскольку даже в случае отсутствия необходимой формы для изменения нормативных затрат, указанное положение подлежало исполнению.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, они получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ.

Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, а также применение статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в определении порядка формирования государственного задания.

Суд правомерно указал о том, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение порядка формирования государственного задания. Указанное правонарушение считается оконченным с момента утверждения государственного задания, устанавливающего требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

При этом наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.15 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

То есть, в данном случае, наступление каких-либо материальных последствий правонарушения не имеет правового значения, поскольку юридически значимым является ненадлежащее отношение должностного лица, ответственного за порядок формирования государственного задания к исполнению своих обязанностей.

При таких обстоятельствах Афанасьев С.М. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Афанасьева С.М. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 15.15.15 КоАП РФ с применением положений статьи 3.1 КоАП РФ и отвечает общим правилам назначения наказания, закрепленным в статье 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Таким образом, нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно. Оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Афанасьева С.М. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного суда РС (Я) А.В. Никодимов