ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-222/2021 от 06.07.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Рожин Г.И. дело № 7/2-222/2021

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 06 июля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Среднеленского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Востно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Воробьева П.В. на решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года в отношении юридического лица – Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» (ОГРН 1021401009057) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Среднеленского межрайонного отдела государственного надзора и охраны водных биоресурсов Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Воробьева П.В. № ... от 25 февраля 2021 года АО ХК «Якутуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник привлекаемого лица оспорил его в Нерюнгринском городском суде Республики Саха (Якутия), решением, которого от 21 апреля 2021 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

В принесенной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административно правонарушении в порядке части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит отменить решение судьи, оставив вынесенное им постановление без изменения. Указывает, что суждение судьи о нарушении требований части 2 статьи 27.8 и части 2 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола взятия проб и образцов (в части отсутствия понятых или видеозаписи) опровергается видеозаписью, имеющейся в материалах дела, произведенной 25.12.2020 в момент отбора проб воды с р. В. Нерюнгра, с указанием времени и места такового. Вопрос о наличии аккредитации на отбор проб у инспектора судьей не исследовался. По факту данного нарушения Общество было привлечено также по части 4 статьи 8.13 и статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановления от 25.01.2021, по которым, вступили в законную силу, и штрафы в размере 300 000 рублей и 50 000 рублей, соответственно, привлекаемым лицом оплачены, что свидетельствует о признании своей вины в загрязнении реки В. Нерюнгра и наличии признаков вменяемого состава правонарушения.

В судебном заседании представитель административного органа Павлов С.М. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Привлекаемое лицо защитников не направило, надлежаще извещено, ходатайств не заявляло в связи, с чем указанная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении АО ХК «Якутуголь» явилось нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов рыбохозяйственного водоема р. В. Нерюнгра – загрязнение воды вышеуказанного водоема при нештатном сбросе загрязненных вод из трубы очистных сооружений АО ХК «Якутуголь». При попадании в рыбохозяйственный водоем воды с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Отменяя постановление № ... от 25 февраля 2021 года и прекращая производство по делу за недоказанностью вины привлекаемого лица, судья городского суда исходил из того, что протокол взятия проб и образцов составлен с нарушениями требований части 2 статьи 27.8 и части 2 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – без участия представителя привлекаемого лица, а также понятых или видеозаписи, что исключает факт того, что они изъяты именно в районе дамбы (отстойника) АО ХК «Якутуголь» (3,4 км. вверх по течению от устья р. Верхняя Нерюнгра). При этом указав, что актом осмотра от 21.04.2020 на момент его составления попадания загрязненных вод в русло р. В. Нерюнгра не зафиксировано.

С указанными выводами судьи согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из положений статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

Положения статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают, что изъятие вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, производится в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Об изъятии вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия.

Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вопреки выводам судьи о нарушении вышеуказанной нормы (часть 2 статьи 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях) материалы дела об административном правонарушении содержат данные о том, каким образом должностным лицом административного органа был произведен отбор проб вод в местах стока вод с территории водошламого хозяйства АО ХК «Якутуголь».

При этом, несмотря на то, что соответствующий протокол взятия проб и образцов № ... от 25.12.2020 в приложении содержит только план-схему отбора 6 проб, однако к материалам дела также приобщен и флеш-носитель в видеофайле которого зафиксирован факт взятия проб воды, оцениваемый с учетом совокупной оценки имеющихся в деле доказательств, как относящийся к данному процессуальному действию.

С учетом указанного составление данного протокола без понятых и представителя АО ХК «Якутуголь» не является обстоятельством влекущим признание его недопустимым доказательством.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что судья городского суда не принял мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Такое рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного решение судьи городского суда от 21 апреля 2021 года подлежит отмене.

Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время не истек, а потому дело подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить законное и обоснованное решение. В ходе которого также установить наличие (отсутствие) аккредитации на отбор проб у должностного лица административного органа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2021 года в отношении юридического лица – Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов