ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-223/2022 от 30.06.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Пауль Л.А. Дело № 7/2-223/2022

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 30 июня 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сивцева В.М. на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Пауль Л.А. от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Майорова Е.Н., _______ года рождения, уроженца .........., паспорт серии № ...№ ..., выдан УВД г. Якутска РС (Я)_______, зарегистрирован по адресу: ..........,

у с т а н о в и л:

Постановлением первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) В.№ ... от 07 апреля 2022 года Майоров Е.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Якутского городского суда РС (Я) от 12 мая 2022 г. жалоба привлекаемого лица была удовлетворена, вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанными решением судьи городского суда, министр транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Сивцев В.М., просит оспариваемое решение отменить, указывая на то, что судья первой инстанции не дал всестороннюю оценку обстоятельствам дела, выводы основаны на неправильном толковании норм закона, поскольку осуществление Майоровым Е.Н. перевозки пассажиров легковым такси с целью подработки в полной мере совпадает с признаками предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания услуг перевозки, а лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, гражданин Майоров Е.Н., до начала оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси обязан был самостоятельно пройти предрейсовый медицинский осмотр и предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства с отметкой в путевом листе.

В судебное заседание податель жалобы не явился, надлежащим образом извещен посредством телефонограммы, ходатайств о рассмотрении жалобы в его отсутствие, отложении, либо причинах невозможности явки к рассмотрению дела представлено не было, в силу чего прихожу к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствие ее подателя.

Ознакомившись с доводами указанными в жалобе, изучив материалы дела, заслушав доводы привлекаемого лица, просившего решение судьи оставить в силе, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 24.02.2022 в 20 час. 20 мин. возле дома 66, находящегося по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Лермонтова, водитель транспортного средства Toyota Alion, с государственным регистрационным знаком № ... Майоров Е.Н., совершил правонарушение, выразившееся в нарушении подп. «в» п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно в отсутствии при использовании транспортного средства, в целях оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, путевого листа с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра и подписи медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Согласно объяснению Майорова Е.Н. от 25.02.2022 он выехал 24.02.2022 подработать через приложение «Индрайвер», взял заказ, с ул. Б-Марлинского двух пассажиров до ул. Октябрьская за 250 рублей, на перекрестке улиц Лермонтова и Октябрьская совершал поворот налево, и пропуская встречный поток движения, сзади в него на большой скорости врезался автомобиль, произошло дорожно-транспортное правонарушение, прибыли сотрудники дорожно-постовой службы. Предрейсовый осмотр не проходил, через приложение «Индрайвер» работает один год.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

В соответствии с подп. в п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

В силу пунктов 2 и 3 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России № 835н от 15.12.2014, предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанные обстоятельства, а также тот факт, что у Майорова Е.Н. отсутствуют сведения о том, что он является индивидуальным предпринимателем, либо осуществляет перевозку пассажиров на основании трудовых отношений, послужили основанием для отмены постановления первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) В. от 07.04.2022 о привлечении Майорова Е.Н. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Между тем, с указанными выводами судьи городского суда согласиться нельзя, поскольку при рассмотрении дела, им не был учтен тот факт, что основными принципами законодательства Российской Федерации, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере перевозок, является обеспечение безопасности дорожного движения, такие как – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, где важнейшим условием, обеспечивающим безопасность пассажиров в поездке, является исправность транспортного средства, осуществляющего перевозку, и удовлетворительное состояние водителя транспортного средства.

Так, согласно п. 4. ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

Согласно абзацу десятому ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» водителем транспортного средства признается лицо, управляющее транспортным средством. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях, либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, во втором абзаце ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ указано: деятельность самозанятых граждан признается предпринимательской. Ее особенность заключается в возможности осуществления деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ч. 3 ст. 23 ГК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Осуществление Майоровым Е.Н. перевозки пассажиров легковым такси с целью подработки в полной мере совпадает с признаками предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания услуг по перевозке пассажиров.

Поскольку в деле имеются бесспорные доказательства того, что Майоров Е.Н. систематически осуществляет действия по извлечению прибыли путем перевозки пассажиров, судья признает указанную деятельность Майорова Е.Н. предпринимательской.

Таким образом, до начала оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси Майоров Е.Н. обязан самостоятельно проходить предрейсовый медицинский осмотр и предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, в связи с чем, считаю решение судьи Якутского городского суда РС (Я) от 12 мая 2022 г. подлежащим отмене, поскольку им неправильно были определены обстоятельства по делу и нарушены нормы материального права, поскольку Майоровым Е.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) В.№ ... от 07 апреля 2022 г. о привлечении Майорова Е.Н. к административной ответственности вынесено правомерно, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Между тем, отменяя судебный акт судьи первой инстанции по вышеуказанным обстоятельствам, судья установил, что на момент рассмотрения настоящего дела двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел – истек.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельства, предусмотренного статьей 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах решение судьи городского суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сивцева В.М. – удовлетворить.

Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Пауль Л.А. от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Майорова Е.Н. – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов