ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-228/2022 от 30.06.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Аргунова М.Н. Дело № 7/2-228/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск 30 июня 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора Управления Роспотребнадзора по РС (Я) ФИО1 на решение судьи Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) Аргуновой М.Н. от 06 апреля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Акционерного общества «Поиск Золото»,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора Управления Роспотребнадзора по РС (Я) ФИО1 № ... от 10 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, АО «Поиск Золото» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Решением судьи Оймяконского районного суда РС (Я) Аргуновой М.Н. от 06 апреля 2022 г. оспариваемое постановление было отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым решением судьи главный специалист – эксперт отдела государственного геологического надзора Управления Роспотребнадзора по РС (Я) ФИО1 обратилась в Верховный Суд РС (Я) на него с жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на то, что состав правонарушения привлекаемого лица имеет место, поскольку Пунктом 6 Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ № 1095 от 30.06.2021, объектами геологического надзора являются участки недр, предоставленные в пользование, а Пунктом 8 Положения установлена необходимость отнесения указанных объектов надзора к одной из категорий риска (от низкого до чрезвычайно высокого) в зависимости от присвоенной таким объектам категории негативного воздействия в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ № 2398 от 31.12.2020. Таким образом, объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в сфере недропользования является, в том числе – участок недр в границах, определенных лицензией.

В свою очередь, защитник привлекаемого лица по доверенности ФИО2 направил возражение на жалобу, в которой указывает на то, что Управлением Росприроднадзора по РС (Я) повторно делается неправомерный вывод о том, что с момента государственной регистрации лицензии у недропользователя возникает обязанность постановки на учет объекта негативного воздействия вне зависимости от фактического использования участка недр. В обоснование указанных доводов сообщил, что ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено (Закона), что негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу ч. 2 ст. 69 Закона, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления. Статьей 69.2 Закона определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Материалами дела об административном правонарушении, исследованными в ходе рассмотрения дела у судьи суда первой инстанции, не доказан факт ведения хозяйственной деятельности на указанном объекте, следовательно, оснований для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие, не имелось, а следовательно, основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют. АО «Поиск Золото» подвергнуто административному штрафу необоснованно. Также указал на то, что административное наказание в виде штрафа назначено в размере 50 000 руб., тогда как минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ст. 8.46 КоАП РФ установлен в размере 30 000 руб., при этом, ни указания на отягчающие ответственность обстоятельства, ни иные обоснования применения повышенной санкции в материалах административного дела отсутствуют.

Помимо всего изложенного также указывает на истечение срока давности привлечения АО «Поиск Золота» к вменяемой административной ответственности, который истек через год после истечения последней даты подачи заявки на постановку участка на учет с момента получения лицензии.

В судебное заседание защитник привлекаемого лица не явился, надлежаще извещен, ходатайств об отложении дела не направлял, подал возражение на жалобу, в которой просил решение судьи ввиду его законности и обоснованности оставить в силе, в силу чего прихожу к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствие привлекаемого лица.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражения на нее, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по РС (Я) по доверенности ФИО3, просившего решение судьи районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч. 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течении шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение двух лет со дня вступления в силу названного Федерального закона (с 1 января 2015 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр. В силу части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.

Пунктом 6 Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ № 1095 от 30.06.2021, объектами геологического надзора являются участки недр, предоставленные в пользование. Пунктом 8 Положения установлена необходимость отнесения объектов надзора к одной из категорий риска (от низкого до чрезвычайно высокого) в зависимости от присвоенной таким объектам категории негативного воздействия в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий (далее - Критерии), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Как установлено из материалов дела, постановлением от 10 января 2022 г. № ... установлено, что АО «Поиск Золото» не осуществило постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по лицензии на пользование недрами ЯКУ 05316 БП с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр реки Учча, Тихон-Юрях (верх), Калы-Кыс (верх) с притоками, расположенном на территории муниципального образования «Момский улус (район)» Республики Саха (Якутия). Заявка на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в границах лицензионного участка, установленного лицензией ЯКУ 05316 БП в Управление Росприроднадзора по РС (Я) в период с 04.07.2017 по настоящий момент не поступала.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление сослался на то, что согласно КоАП РФ, состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.46 включает в себя: объект правонарушения – общественные правоотношения, возникающие в сфере постановки на государственный учет в установленном законодательством порядке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; объективную сторону, выражающуюся в бездействии, то есть в невыполнении обязанности подачи заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; субъекта правонарушения – должностное лицо, юридическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель; субъективная сторона – умысел или неосторожность. Таким образом, административному органу необходимо было проверить эти обстоятельства и составить соответствующий акт.

АО «Поиск Золото» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по лицензии ЯКУ 05316 БП на геологическое изучение, поиск и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр реки Учча, Тихон-Юрях (верх), Калы-Кыс (верх) с притоками, расположенном на территории муниципального образования «Момский улус (район)». Из материалов дела не следует, что АО «Поиск Золото» осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте.

На основании изложенного, судья пришел к выводу, что в данном случае АО «Поиск Золото» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, так как обязанность юридического лица по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет возникает только при осуществлении ими хозяйственной и (или) иной деятельности на указанных объектах.

Материалы проверки Управления Росприроднадзора по РС (Я), в результате которой АО «Поиск Золото» привлечено к административной ответственности по ст. 8.46 КРФ об АП, не содержат документ, подтверждающий осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности АО «Поиск Золото» на участке недр реки Учча, Тихон-Юрях (верх), Калы-Кыс (верх) с притоками, расположенном на территории муниципального образования «Момский улус (район)».

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения судья первой инстанции особо обратил внимание на то, что материалы дела не содержат документы, что привлекаемое лицо на лицензионном участке, осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность, в связи с чем, принятое решение судьи районного суда об отсутствии состава об административном правонарушении считаю неверным, поскольку прекращая производство по делу, исследовав совокупность представленных материалов, в соответствии с мотивировочной частью, судье следовало прибегнуть к выбору иного основания для такового, а также следовало достоверно проверить основополагающие факты, которые бы влияли на правильное без сомнение принятие решения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая вышеизложенное, решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2022 года подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела судье следует правильно установить объект правонарушения, при этом, установить все значимые обстоятельства по делу, для правильного выбора основания, по которому будет принято решение, а также в зависимости от выбранного объекта правонарушения, обратить внимание на срок давности привлечения к ответственности.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора Управления Роспотребнадзора по РС (Я) ФИО1 – удовлетворить.

Решение судьи Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) Аргуновой М.Н. от 06 апреля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Акционерного общества «Поиск Золото» – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия).

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд, расположенный по адресу: 690090, <...>.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО4 Никодимов