ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-281/16 от 31.05.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Петраков Д.А. дело № 7/2-281/16

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 31 мая 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Сыренова С.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя начальника межрайонной ИФНС России № 5 по РС (Я) А. на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора АО «********» Тужиновой К.И., которым

постановлено:

Постановление заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 5 но РС (Я) З.№ ... от 11.12.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в отношении директора АО «********» Тужиновой К.И. - отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 5 по РС (Я) Ефимова И.А., представителя Тужиновой К.И. – Неустроевой Т.В.,

установил:

Постановлением от 11.12.2015 директор АО «********» Тужинова К.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1.5 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Тужиновой К.И. – Неустроева Т.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление, указывая на его незаконность.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В жалобе на указанное решение заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № ... по РС (Я) А. просит отменить его, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что АО «********» является платежным субагентом, его основной функцией является продажа билетов, перечисление денежных средств от продажи на счет агента и получение комиссии; сопутствующая деятельность общества по продаже (бронирование, информационные, консультативные и сервисные услуги) обуславливает специфику работы авиа- и железнодорожных компаний; общество не оказывает услуг по перевозке пассажиров, не является структурным подразделением либо филиалом перевозчиков, общество действует в строгом соответствии с условиями, указанными организациями перевозчиками, фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц за вознаграждение, что подтверждается актами выполненных работ.

Изучив доводы жалобы и возражения на нее, выслушав объяснение представителя Межрайонной ИФНС России № 5 по РС (Я) Ефимова И.А., поддержавшего ее доводы, представителя Тужиновой К.И. – Неустроеву Т.В., указавшую на законность оспариваемого решения, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судьи не нахожу.

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Законом № 103-ФЗ регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных, в частности, на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

При этом в статье 2 данного Закона даны определения понятий «поставщик», «плательщик» и «платежный агент». Так, платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии с ч. 14 ст. 4 Законом № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 названного Закона его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом № 103-ФЗ.

АО «********» на основании договора № ...-П на агентские услуги по продаже билетов по междугородным маршрутам «********» от 01.01.2015 для ООО «********» оказывало услуги по информированию пассажиров по всем вопросам, касающихся междугородних маршрутов, по информированию отправлении по громкоговорящей связи, прибытию автотранспорта, информированию наличия свободных мест, производило в путевых листах отметки фактического убытия и прибытия автобуса, принадлежащего Перевозчику, вело правильное оформление билетно-учетной продукции, кассовых книг, ведомостей Ф-36, путевых листов, обеспечивало стоянку а/транспорта, не допуская подъезд таксомоторов на площадку посадки пассажиров, с целью обеспечения безопасности при посадке пассажиров, предоставлению заявок на дополнительные и туристические услуги, по предварительной и своевременной продаже билетов в текущей кассе (п.п.2.1.1.-2.1.6) (л.д.76-77).

Отношения, связанные с приемом обществом денежных средств от физических лиц, являлись следствием выдачи обществом физическим лицам билета и багажной квитанции на специальных бланках, которыми в силу статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации удостоверяется заключение договора перевозки пассажира и сдача пассажиром багажа.

Согласно статье 1 Закона № 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет, а также статус платежного агента, деятельность которого, как следует из положений названного Закона, состоит исключительно в оказании услуги по приему денежных средств, направленных на исполнение уже возникших обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Деятельность по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, не регулируется Законом № 103-ФЗ, следовательно, в отношении общества не действует предусмотренное частью 14 статьи 4 названного Закона предписание использовать специальный банковский счет.

Поскольку АО «********» как агент не только продает проездные билеты (фактически заключается договор перевозки), но и им оказываются иные услуги пассажирам (услуги приобретаются вместе с билетом) и перевозчикам (услуги по организации перевозок), полученное от перевозчика вознаграждение - это плата за все эти услуги, а не только за прием платежей, в связи с чем суд обоснованно не признал данное юридическое лицо платежным агентом, что исключает необходимость осуществления расчетов с использованием специального счета и, соответственно, не влечет административную ответственность должностного лица, его единоличного исполнительного органа – директора.

При таких обстоятельствах, поскольку в действиях должностного лица АО «********» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, принятое по настоящему делу решение является законным.

Оснований для отмены решения судьи по доводам жалобы не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора АО «********» Тужиновой К.И., оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда РС (Я) С.Н. Сыренова