ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-310/19 от 25.07.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Аммосов Н.Г. Дело № 7/2-310/19

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 25 июля 2019 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Местниковой С.А., единолично

рассмотрев посредством видеоконференц-связи с Ленским районным судом РС(Я) в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 на решение Ленского районного суда РС(Я) от 18 июня 2019 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы МО «Ленский район» ФИО2,

ПОСТАНОВЛЕНО:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО4 от 30 апреля 2019 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы муниципального образования «Ленский район» РС(Я) ФИО2 - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителя Министерства финансов РС(Я) ФИО3, представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО4№ ....№ ... от 30 апреля 2019 года глава МО «Ленский район» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Ленского районного суда РС(Я) от 18 июня 2019 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 обратилась в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене решения суда и вынесении нового решения по делу в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения главой администрации МО «Ленский район» порядка предоставления межбюджетных трансфертов, данный порядок перечисления денежных средств муниципальным дошкольным образовательным организациям был соблюден. Невозврат распорядителю неиспользованных на конец финансового года средств, полученных в рамках соглашения, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что по итогам рассмотрения материалов встречной проверки, проведенной в рамках выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в МО «Ленский район» за 2017-2018 годы был установлен факт нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных в 2018 году в форме субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, выразившееся не в полном возврате в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) не использованных на 1 января текущего финансового года остатков субвенции по бюджетным дошкольным образовательным организациям отчетного финансового года.

Согласно соглашению от 09.01.2018 № ... на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2018 год, заключенному между Министерством образования и науки РС(Я) и МО «Ленский район» РС(Я), бюджету муниципального образования предусмотрено предоставление субвенции с учетом дополнительных соглашений в объеме 235 772 473 руб. по состоянию на 01.01.2019 неиспользованный остаток средств субвенции составил 223 169,97 руб., из них только 112 166,42 руб. заявкой на возврат № ... от 28.01.2019 возвращены в государственный бюджет РС(Я).

Тем самым были нарушены п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, п. 4.3 Постановления Правительства РС(Я) от 29.04.2014 №117 «Об утверждении Порядка предоставлении и расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях».

Данный факт послужил основанием для составления 18.04.2019 главным контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС(Я) протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы МО «Ленский район» ФИО2

Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) ФИО4 глава МО «Ленский район» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.

В соответствии с п. 4.3 Постановления Правительства РС(Я) от 29.04.2014 N 117 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" возврат и использование остатков субвенций после завершения финансового года осуществляется в соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ. Порядок принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из государственного бюджета РС(Я) в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, и их возврат в бюджеты муниципальных образований РС(Я), которым они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, устанавливается постановлением Правительства РС(Я).

Согласно п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Соглашением № ... от 09.01.2018 на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2018 год, заключенным между Министерством образования и науки РС(Я) и МР «Ленский район», установлена обязанность МР «Ленский район» осуществлять возврат в государственный бюджет РС(Я) неиспользованный на 1 января текущего финансового года остаток субвенций по казенным дошкольным образовательным организациям, остаток средств субвенции по бюджетным дошкольным образовательным организациям, не выполнившим муниципальное задание (п. 2.2.7 соглашения).

Согласно п. 7.2 Положения об администрации МО «Ленский район» РС(Я) глава несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на администрацию Уставом МО «Ленский район» и Положением.

В силу п. 6.1 Положения администрацией руководит глава МО «Ленский район», который является одновременно и распорядителем бюджетных средств в соответствии с возложенными на администрацию задачами.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что размер неизрасходованных субвенций МО «Ленский район» по состоянию на 01.01.2019 составил 223 169,97 руб. Администрация МО «Ленский район» не позднее 29.01.2019 должна была возвратить в бюджет Республики Саха (Якутия) остаток средств субвенции в размере 223 169,97 руб.

В соответствии с заявкой на возврат № ... от 28.01.2019 администрацией МО «Ленский район» были возвращены неизрасходованные субвенции в меньшем размере, а именно 112 166,42 руб.

Факт совершения административного правонарушения и виновность главы МО «Ленский район» ФИО2 подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Бездействие главы МО «Ленский район» ФИО2 правильно квалифицировано по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что денежные средства в размере 111 003,55 руб. находились на счетах бюджетных учреждений, которые, в отличии от казенных учреждений, могут использовать остатки средств в очередном финансовом году для достижения своих целей и, соответственно, не обязаны возвращать их в бюджет, судом отклоняется.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Между тем из материалов дела следует, что в феврале и марте 2018 года указанные главой МО «Ленский район» ФИО2 учреждения сменили форму с бюджетных учреждений на казенные учреждения и, соответственно, обязаны возвращать остаток средств в бюджет. Данный факт подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.

Административное наказание назначено административным органом в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение Ленского районного суда РС(Я) от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования «Ленский район» ФИО2 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда РС(Я): С.А. Местникова